АБРАНЬИ (Abranyi) Корнель (15 X 1822, Сентдьёрдь-Абрань - 20 XII 1903, Будапешт) - венгерский пианист, композитор, муз. писатель и муз.-обществ. деятель. На муз. развитие А. оказали влияние видные мастера вербункоша - Я. Лавотта, Я. Бихари, М. Рожавёльдьи и др. венг. музыканты, с которыми А. общался с детства. Учился у Я. Кирха и В. Доленьи. В 1843 выехал за границу для продолжения занятий музыкой. В Мюнхене познакомился с Ф. Листом, дружба с которым продолжалась до конца жизни. В 1843-44 совершенствовался по фп. у Ф. Шопена и Ф. Калькбреннера в Париже и у Й. Фишхофа в Вене (1846). Вернувшись в Пешт, концертировал, работал в муз. театрах (1847). В 1848-1849 занимал официальные посты в революционном правительстве. Брал уроки у М. Мошоньи (1855-58). В 1860 основал в Будапеште первый венг. муз. журнал «Zeneszeti Lapok», до 1876 был его редактором, публиковал статьи, в которых выступал за развитие нац. муз. движения. Один из организаторов Академии музыки (1875), её секретарь и профессор. Автор учебников, муз.-теоретич., историч. и эстетич. работ, книг о композиторах - Ф. Листе, М. Мошоньи, Ф. Эркеле, а также статей о Г. Берлиозе, Ф. Шопене и Р. Вагнере. Наиболее известна статья А. «Искусство и революция» («Mu!veszet es forradalom», 1867). Как композитор проявил себя гл. обр. в фп. музыке (фантазии, ноктюрны, танцы, обр. народных мелодий). Писал также романсы на слова венг. поэтов, песни, хоры. Выразитель венг. нац. романтизма, А. в своих соч. широко использовал венг. муз. фольклор, сочетая его с приёмами зап.-европ. письма («Соната в венгерском стиле» - «Magyar iralyu szonata», 1890-91).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

АБРАНЬИ (Abranyi) Эмиль (p. 22 IX 1882, Будапешт) - венгерский композитор и дирижёр. Сын поэта Э. Абраньи, внук К. Абраньи. С 1896 учился в Академии музыки им. Ф. Листа у X. Кёслера (композиция и орган) и И. Томана (фп.). С 1902 совершенствовался как дирижёр у А. Никиша в Лейпциге. В 1904-07 дирижёр Городского театра в Кёльне, в 1907-11 - в Ганновере. С 1911 дирижёр, с 1921-26 директор Гор. театра в Будапеште. В 1922 организовал Будапештский симф. оркестр. В 1923-25 вёл курс дирижирования в Высшей школе муз. искусства им. Листа (б. Академии музыки). Выступал как дирижёр в разл. городах Венгрии (с 1942- в Сегеде). В оперном творчестве следовал гл. обр. вагнеровским традициям (мн. его оперы написаны на либр. отца). Автор муз.-критич. статей.
Соч.: оперы - Монна Ванна (1907), Паоло и Франческа (1912, Венг. оперный театр, Будапешт), Дон Кихот (1917, там же), Ave Maria (1922), Поющие дервиши (Eneklo Dervisek, 1935), Герцог с лилиями (Liliomos herceg, 1938), Византия (1942), Ведьма Ева (Eva boszorkany, 1944), Легенда о Балатоне (Ваlatoni rege, 1945), Кантор церкви св. Фомы (A Tamas templon karnagya - первая опера на сюжет из жизни И. С. Баха, 1947); балет - Король тумана (A Ködkiraly, 1903); произв. для орк., хор. и камерн. соч. и др.
Е. Я. Рацер.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия