АРНОЛЬД (Arnold) Ирмгард (p. 17 X 1920, Липпе) - нем. (ГДР) певица (сопрано). Дочь музыканта, А. с ранних лет приобщилась к музыке и театру. Сценич. путь начала как опереточная артистка в Мюнхенском театре «Гертнерплац»; с 1940 выступала в Аугсбурге и Галле как оперная певица, с 1950 одна из ведущих солисток театра «Комише опер» (Берлин). Артистка большого творч. диапазона, А. обладает умением глубоко постигнуть психологич. и эмоциональную сущность образа. Партии: Виолетта; Аминта («Молчаливая женщина» Р. Штрауса), Жоржетта («Плащ» Пуччини), Мюзетта («Богема»), Лисичка («Лисичка-плутовка» Яначека) и др. Как камерная певица исполняет преим. произв. X. Эйслера. Нац. пр. ГДР (1957). В. В. Тимохин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

АРНОЛЬД Юрий (Георгий) Карлович [1 (13) XI 1811, Петербург - 8(20) VII 1898, Каракаш, близ Симферополя] - рус. муз. теоретик, критик, композитор, вок. педагог. Род. в обрусевшей нем. семье. Учился в Дерптском (Тартуском) университете. Занимался у Л. Фукса (гармония) и И. К. Гунке (контрапункт). До 1863 и с нач. 90-х гг. жил в Петербурге, в 1863-71 - в Лейпциге, с 1871 - в Москве. В своих теоретич. трудах уделял большое внимание др.-рус. церк. и нар. пению. Одним из первых среди рус. исследователей стремился выявить связь между муз. искусством и обществ. жизнью. Мн. труды А. при наличии интересных взглядов и гипотез отличаются, однако, односторонностью, в них встречаются и фактич. ошибки. Яркие зарисовки рус. муз. быта 19 в. содержат «Воспоминания» А. (3 вып., 1892-1893) и повесть «Любовь музыкального учителя»(1833, опубл. под псевд. Карло Карлини, 1836). Перевёл на нем. язык либр. опер «Руслан и Людмила» (1843), «Русалка» (1862), «Юдифь» и «Орлеанская дева» (1879). Изобрёл «амплификатор» (механич. приспособление к фп., придающее звуку певучесть). Автор оперы «Последний день Помпеи», неск. оперетт, кантаты «Светлана» (текст В. А. Жуковского, 1-я пр. Петерб. филармония, общества, 1839), орк. увертюр «Борис Годунов» и «Ночь на Ивана Купала», мн. романсов. Муз. статьи (в журн. «Русский музыкальный вестник», «Баян» и др.) подписывал псевдонимами: А. Ю., Гармонин, Меломан. Лит. соч.: Der Einfluss des Zeitgeistes auf die Entwicklung der Tonkunst, Lpz., 1867; Ьber Schulen für musikalische Кunst, Lpz., 1867; Die Tonkunst in Russland bis zur Einführung des abendlöndischen Musik- und Notensystems, Lpz., 1867; Betrachtungen ьber die Кunst der Darstellung in Musikdrama, Lpz., 1867; Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов, т. 1. Гармония, ч. 1, вып. 1, пер. с нем., М., 1875; Теория древнерусского церковного и народного пения на основании автенических трактатов и акустического анализа, вып. 1, М., 1880; Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу, М., 1886; Воспоминания, вып. 1-3, СПБ, 1892-93; Die alten Кirchenmelodien, historisch und akustisch entwickelt, Lpz., [1898]; Теория постановки голоса по методу старой итальянской школы и применение теории к практическому обучению красивому образованию певческих звуков, вып. 1-3, СПБ, 1897-98, 2, вып. 1, СПБ, 1913.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия