ARS ANTIQUA (арс антиква, лат. - старинное искусство) - наименование, которое дали культовой полифонии 12-13 вв. музыканты раннего Возрождения (14 в.), противопоставлявшие её светской полифонии - созданному ими ars nova («новому искусству»). Главные очаги А. а. - монастырские и гор. (соборные, университетские) центры Зап. Европы, в первую очередь Франции - Шартр, Лимож, Париж и др. А. а. пришло на смену монодии раннего средневековья и привело к богатому развитию появившихся ещё в 9-11 вв. первых начатков органума; на протяжении почти трёх столетий А. а. оставалось новаторским явлением. Краткие песнопения многогол. склада сочинялись обычно на тему к.-л. литургич. напева, проходившего в нижнем голосе (tenor), над которым располагалось от одного до трёх контрапунктирующих голосов (duplum, triplum, quadruplum). Конструкция скреплялась единым трёхдольным размером и единством ритмики во всех голосах (изоритмия), соответствовавшим системе ритмич. модусов средневековья. Вплоть до 12 в. преобладало параллельное движение голосов - в кварту, квинту, октаву, позднее - в терцию (cantus gemellus), а также - параллельными секстаккордами (фобурдон). Целое представляло тип органума. В 12-13 вв. композиторы Певческой школы капеллы Собора Парижской богоматери Леонин и Перотин и ученики Перотина - Р. де Себильон и П. де ла Круа преобразовали прежний органум; в верхнем голосе (дисканте) они применили свободные переходы от параллельного к противоположному движению и орнаментально-фигуративную расцветку мелодии, постепенно отошли и от модальной ритмики. Верхние голоса у Перотина иногда образуют контрастное двухголосие, порой он искусно применяет имитацию. Обогащение многогол. ткани и её ритмич. структуры потребовало усовершенствования нотации, точного обозначения длительностей (мензура). Эти новые приёмы письма у поздних мастеров А. а. перешли и в светские жанры - кондукт, мотет и подготовили переход к ars nova. Виднейшие теоретики А. а. - Йоханнес де Гарландиа (13 в.), Франко Парижский и Франко Кёльнский, автор трактата «Ars cantus mensurabilis», в котором на основе намеченного Гарландиа и др. исследователями были разработаны осн. принципы мензуральной нотации (13 в.), Йоханнес де Грохео (13-14 вв.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия