БЕРГ (Berg) Альбан (9 II 1885, Вена - 24 XII 1935, там же) - австрийский композитор. В 1904-10 занимался композицией под рук. А. Шёнберга и в дальнейшем остался его ближайшим другом и соратником. Ранние произв. Б., появившиеся в кон. 900-х гг., не вызвали большого интереса. В 1915-18 композитор находился на воен. службе. Признание принесла опера «Воццек» (по пьесе Г. Бюхнера, пост. 1925, Берлин). Это произв., пост. также во мн. городах Германии и др. европ. стран (в т.ч. в 1927 в Ленинграде), стало выдающимся событием муз.-театр. жизни 20-х гг. В период нацизма была запрещена в Германии. После окончания 2-й мировой войны 1941-45 вновь ставится на оперных сценах Европы и Америки. Образцами зрелого творчества Б. являются камерные инстр. сочинения: камерный концерт для фп., скрипки и духовых (1925), «Лирическая сюита» для струн. квартета (1926). В 1928 композитор начал работать над оперой «Лулу» (по пьесам «Дух земли» и «Ящик Пандоры» Ведекинда), но не успел её завершить. «Лулу» (пост. 1937), как и концерт для скрипки с оркестром (1935), были исполнены посмертно. Б. - один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. В своём творчестве он выразил острое недовольство действительностью, которое испытывали широкие круги зап.-европ. интеллигенции в нач. 20 в., протест против бурж. пошлости и подавления человеческой личности, смешанный с пессимизмом, чувством одиночества и бессилия. Ранние сочинения (более 70 романсов, из которых только немногие были позже изданы в перераб. виде, соната для фп., 1908) ещё несамостоятельны и написаны под влиянием Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа. Но уже в них заметно стремление к повышенной экспрессии. Композитор придаёт особую выразительность отд. мелодическим оборотам, ослабляет тональные связи. Эти процессы углубляются в струн. квартете (1910), 4 пьесах для кларнета и фп. (1913), в которых Б. отчасти следует за А. Шёнбергом, отчасти идёт по пути поисков новых выразительных средств параллельно с ним. В 5 песнях для голоса с оркестром (на сл. П. Альтенберга, 1912) своеобразно сочетаются черты импрессионизма, символизма и экспрессионизма. 3 пьесы для оркестра (1914) отмечены влиянием позднего симфонизма Г. Малера, но в отличие от его грандиозных симф. концепций, характеризуются сжатостью, лаконизмом, афористичностью образов. Эти последние произв. стилистически во многом подготавливают оперу «Воццек». В «Воццеке» отразились антимилитаристские и социально-критич. тенденции, свойственные творчеству художников-экспрессионистов этих лет. Драматургия оперы отличается характерной для экспрессионизма двуплановостью: реальная драма несчастных, задавленных жизнью маленьких людей и фатальная предопределённость событий и поступков действующих лиц. Муз. драматургия оперы построена на сочетании непрерывной текучести и разорванности муз. ткани. В её основе лежит строгая рационалистич. схема. Язык атональной музыки способствует созданию тревожной атмосферы неустойчивости и горячечного, возбуждённого бреда. В отдельных эпизодах композитор прибегает к последовательно выдержанному додекафонному ряду. В позднейших произведениях Б. придерживался принципов додекафонии, но своеобразно трактовал додекафонную серию, нарушая правила системы Шёнберга. В опере «Лулу» проявилась свойственная Б. тяга к лиризму, по сравнению с «Воццеком» острота драматич. ситуаций смягчена, более развита мелодика вок. партий. Но композитору не удалось преодолеть декадентский характер сюжета, эротику, «поэтизацию порока». Вершиной инстр. творчества Б. является скрипичный концерт - произв. крупного симф. плана, по своему внутр. строю близкое позднему творчеству Г. Малера. Сопоставление нар. танц. мелодии с темой траурного хорала, взятой композитором из кантаты И. С. Баха, служит средством ярко выразительного, драматич. воплощения программного замысла: скорбь расставания с жизнью, прощание с миром, полным красоты и поэзии. Б. занимает особое место среди композиторов т.н. новой венской школы, к ведущим представителям которой он принадлежал. Ему не были свойственны ни экстатический мистицизм А. Шёнберга, ни рационалистич. абстрактность А. Веберна. Его творчество более человечно, жизненно, эмоционально-непосредственно. Как в языке, так и в образном содержании музыки Б. сохранились связи с искусством позднего романтизма. Конкретность образов Б. определяется широким использованием бытующих жанров. Б. принадлежит более 20 лит. работ, в которых он обосновывал свои взгляды, пропагандировал творчество композиторов новой венской школы.
Соч.: оперы - Воццек (ор. 7, 1917-21, пост. 1925, Берлин), Лулу (неоконч., 1928-35, пост. 1937, Цюрих); для голоса с орк. - 5 песен (сл. П. Альтенберга, ор. 4, 1912), Вино (конц. ария, сл. Ш. Бодлера в нем. пер. С. Георге, 1929); для голоса с фп. - 7 ранних песен (1905-1908, нов. ред. 1928, есть вариант для голоса с орк.), 4 песни (ор. 2, 1908-09); для орк. - 3 пьесы (Прелюдия, Рондо, Марш; ор. 6, 1914), Лулу-симфония (1934); концерт для скрипки с орк. «Памяти ангела» (1935); камерный концерт для фп.; скр. и 13 дух. инструментов (1925); струн. квартет (ор. 3, 1910), 4 пьесы для кларнета и фп. (ор. 5, 1913), Лирическая сюита для струн. квартета (1926, перелож. 3 частей струн. орк., 1928); для фп. - соната (ор. 1, 1908), 12 вариаций на оригинальную тему (1908). Лит. соч. и письма: Ecrits choisis, Monaco,1957; Briefe an seine Frau, Münch. - W., 1965; Unveröffentliche Briefe A. Bergs an A. Schönberg, в кн.: Festschrift Friedrich Blume zum 70. Geburtstag, Кassel - Basel, 1963, S. 272-80; Jarman D., Two unpublished letters from Berg, «Musical times», L., 1972, Apr., No 1550, p. 350-52.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

БЕРГ (Berg) Натанаэль Карл (9 II 1879, Стокгольм - 5 X 1957, там же) - швед. композитор. Чл. Швед. академии музыки (1932). Учился в Стокгольмской консерватории пению у Ю. Гюнтера (1897-1900), затем композиции у Ю. Линдегрена. Совершенствовался в Париже (1907) и Вене (1919). Служил ветеринарным врачом в швед. армии (1908-39). С 1907 занимался муз.-обществ. деятельностью и композиторским творчеством. Вместе с К. Аттербергом принадлежал к видным представителям нац. романтич. школы в швед. музыке, однако позднее отошел от её творч. принципов. Б. - один из основателей (1918) и председатель (1923-24) Союза композиторов Швеции. Б. писал оперы на историч. сюжеты, использовал вост. тематику, тяготел к программному симфонизму; для его музыки характерно звукоизобразит. письмо, виртуозность оркестровки. В симф. поэмах «Стихия грёз» (1911), «Да будет свет!» (Varde ljus, 1914) и др. сказалось влияние Р. Штрауса.
Соч.: оперы (на собств. либр.; даты пост.) - Лейла (1912), Энгельбрект (1929), Юдифь (1936), Биргитта (1942), Геновева (1947); балеты-пантомимы - Эльфы (Дlvorna, 1914), Чувствительная (Sensitive, 1919), Жених герцогини (Hertiginnas friare, 1920); для солистов, хора и орк. (типа кантат) - Мужчина и женщина (Mannen och Кvinnan, 1911), Хвалебная песнь Израиля (Israels lovsäng, 1915), Песнь песней Соломона (Salomos Vöga Disa, 1925); баллады и песни для голоса с орк. и др.; для орк. - 5 симфоний (1913, 1914, 1916, 1917, 2-я ред. 1939, 1918), сюита (1930), серенада для скр. с орк. (1923), концерты с орк. - для скр. (1918), для фп. (1931); камерные ансамбли - фп. квинтет (1917), 2 струн. квартета (1917, 1919); соч. для скр., хоры, песни. В. В. Ошис.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия