БЛАРАМБЕРГ Павел Иванович [14 (26) IX 1841, Оренбург - 15 (28) III 1907, Ницца] - русский композитор, публицист. Учился игре на фп. у М. А. Балакирева (1859), оказавшего решающее влияние на творчество Б. Брал уроки гармонии у А. А. Герке. Окончил петерб. Александровский лицей (1860). Служил в Морском мин-ве, статистич. отделении Рус. географич. общества. Был активным обществ. деятелем: преподавал в воскресных школах, участвовал в организации нар. читален. С 1876 жил в Москве, заведовал отделом иностр. политики в газ. «Русские ведомости». В 1883-98 преподаватель, затем профессор (муз.-теоретич. предметы) Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. общества. Среди его уч-ков - В. С. Калинников. Для творчества Б. характерно стремление к напевности, простоте. Наибольшей известностью пользовались его муз.-сценич. произв., отличающиеся бережным отношением к лит. первоисточнику.
Соч.: оперы - Мария Бургундская (по драме «Мария Тюдор» Гюго, 1878, пост. 1888, Большой театр, Москва), Скоморох (по комедии «Комик XVIII столетия» А. Н. Островского, 1881, пост. 1908, Новый театр, Москва), Тушинцы (по А. Н. Островскому, 1895, Большой театр, Москва), Девица-русалка (по А. Мицкевичу - Л. А. Мею, 1888, силами учеников Муз.-драм. уч-ща, Малый театр, Москва), Волна (по мотивам поэмы «Дон-Жуан» Байрона, 1893); музыка к драме Воевода А. Н. Островского (1865); муз. картины Демон (на текст М. Ю. Лермонтова, 1869); для орк. - симф. поэма Умирающий гладиатор (1882), симфония h-moll (1886); романсы; хоры a cappella; хор. перелож. - 12 русских песен из сб. Ю. Мельгунова (СПБ, 1888) и др. Лит. соч.: Цензура в музыке. (Из личных воспоминаний), в сб.: В защиту слова, I, СПБ, 1905, 1906; Русская народная песня и её влияние на музыку, «Муз. труженик», 1909, No 5, 6.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Что такое нерудные материалы.

(с) Музыкальная энциклопедия