ДИДЛО (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм - 7(19) XI 1837, Киев] - франц. артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Париже у Ж. Лани, затем в школе «Мастерская Оперы» у Деэ. Работал как танцовщик с Ж. Ж. Новером в Лондоне (1788), с Ж. Добервалем в Бордо и Лондоне (1789, 1791), называл их своими учителями. Дебютировал как хореограф в Лондоне пантомимой «Ричард Львиное Сердце» (1788) по одноим. опере А. Гретри. В 1795 пост. в Лионе на сборную музыку балет «Метаморфозы» (1-й вариант «Зефира и Флоры»). В 1796-1801 и в 1811-16 ставил балеты в Лондоне. С 1801 работал в Петербурге танцовщиком, занял ведущее место также как балетмейстер и педагог. В 1801-11 Д. сочинял преим. мифологич. балеты, выступая в них как предвестник романтизма: «Аполлон и Дафна» (автор музыки неизвестен, 1802), «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» Кавоса (1809), балет в опере Ф. А. Буальдьё «Телемак на острове Калипсо» (1807). В 1816-31, в период творч. зрелости, работая в России, придал своему искусству высокую эмоциональность, насытил его психологич. содержанием и выдвинул балетный театр и школу России на одно из первых мест в Европе. Мифологию Д. трактовал в героико-трагедийном плане: «Тезей и Арианна» (1817) и «Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад» (1821) на муз. Антонолини, «Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса» Жома (1820), «Федра и Ипполит» Кавоса и Турина (1821). Ставил балеты на сказочные и комич. сюжеты. Д. разработал жанр историко-героич. балетов: «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Венюа (1817), «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» Кавоса и Жучковского (1819), «Кора и Алонзо, или Дева солнца» Антонолини (1820) и др. В 1823 пост. балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса по мотивам А. С. Пушкина. Учениками Д. были М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, Н. О. Гольц и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Тибетский масляный массаж queenthai.ru.

(с) Музыкальная энциклопедия