ДОЙНА (рум. doina) - жанр (вок., инстр., вок.-инстр.) молд. муз. фольклора. Распространён и в Прикарпатской Украине, а также в Румынии, Болгарии, Югославии. Относительно происхождения слова «Д.» существуют разл. мнения: одни исследователи считают, что оно происходит от лат. doleo - страдаю; другие связывают его с назв. старинной литов. песни «Дайна»; третьи полагают, что слово «Д.» слав. происхождения и ведёт начало от слова «дуть», «дунуть». Возникновение Д. восходит к старинной нар. легенде: пастух, разыскивая потерявшихся овечек, поёт скорбную песню либо играет грустную мелодию на флуере (свирели) или чимпое (волынке). Найдя стадо, он выражает свою радость танцем и играет быструю зажигательную мелодию. Так родилась двухчастная - наиболее распространённая форма Д., где 2-я часть («хора», «сырба», «чобэняска») - всегда подвижная танц. мелодия (в народе существуют также одночастные и даже трёхчастные Д.). Мелодии Д. импровизационны. Они могут иметь пасторальный, элегич., лирич., лирико-эпич. или скорбный характер. Им свойственны широкое дыхание, контрастные сопоставления (плавного движения со взлётами на большие интервалы, долгих звуков с короткими, напевности с речитативами), метроритмич. свобода; пунктирная и синкопированная ритмика чередуется в Д. с ровным движением. Обычно мелодии Д. украшены трелями, мордентами, фиоритурами, каденционными пассажами. В основе Д. лежат диатонич. лады мажорного и минорного наклонений с преобладанием гармонич. и дважды гармонич. минора, дорийского лада с высокой IV ступенью, дважды гармонич. мажора, переменного мажора-минора. Инструментальные Д. часто начинаются характерным гаммообразным запевом: Опираясь на образцы нар. Д., композиторы Сов. Молдавии создали ряд произв. в форме Д. Среди них: дойны С. Няги для лирико-колорат. сопрано и фп., для гобоя в сопровождении оркестра, «Дойна ноуэ» («Новая дойна») Е. Коки, песни «Дойна», «Флуераш» С. В. Златова, «Молдавские эскизы» А. П. Каменецкого для симф. оркестра и др. Название «Д.» носит Молд. гос. хоровая капелла (организована в 1930).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Особенности поведения после лазерной коагуляции вен.

(с) Музыкальная энциклопедия