ГАРМОНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (от лат. functio - осуществление, исполнение, деятельность) - роль, значение аккорда в гармонич. системе мажора и минора, вообще в любой гармонической системе. Г. ф. представляет собой проявление ладовой функции (см. Функции ладовые) в области аккордов. Различают два рода функциональных значении аккордов: 1) устойчивость (функция тоники, обозначение - Т) и 2) неустойчивость (два вида: доминанта, D, и субдоминанта, S). По тонике, устою, определяется центр лада. Две др. функции базируются на звуках, находящихся в отношении наивысшего акустич. родства к осн. звуку тоники: расположенном квинтой выше - D и квинтой ниже - S. Отсюда логич. противоположность функций D и S, усиливаемая контрастом их звукового состава. Образующийся между осн. звуком S и терцией D (вводным тоном лада) тритон делает их тяготение к терции и приме тоники особенно сильным. Действие гармонич. функций наиболее ярко и концентрированно проявляется в каденции. Теория гармонич. функций складывалась постепенно. Ж. Ф. Рамо впервые установил основополагающее значение трех аккордов - Т, D и S для гармонии (учение о «тройной пропорции», 1726), создав предпосылки для собственно функциональной теории. Функциональная концепция гармонии противостоит ступенной (ступенное обозначение аккордов встречается у Г. Й. Фоглера, 1800; позднейший его вариант предложен Г. Вебером, 1817). Согласно ступенной концепции, аккорды (трезвучия, септаккорды, нонаккорды) строятся на каждой из семи осн. ступеней гаммы. Объединение аккордов в группы и выделение главных ступеней (I - тоника, IV - субдоминанта, V - доминанта) представляет один из вариантов функциональной трактовки гармонии. П. И. Чайковский (1872) в мажоре выделяет три группы трезвучий - тоническую (I и VI), доминантовую (V и III) и субдоминантовую (IV и II). Н. А. Римский-Корсаков (1884) в мажоре выделяет те же группы; в миноре к тонической группе он относит трезвучия I и III ступеней, к доминантовой - V и VII ступеней, к субдоминантовой - IV, VI и II ступеней. X. Риман, опираясь на идеи М. Гауптмана (1853), А. Эттингена (1866) и др. теоретиков, выдвинул функциональную теорию, согласно которой все аккорды лада возникают как трансформация лишь трех гармоний - тоники, доминанты и субдоминанты (Риманом был предложен и сам термин «функция»; функциональные обозначения аккордов он впервые применил в 1893). В функциональной теории Римана обозначение аккордов римскими цифрами не используется. В нач. 20 в. делались попытки объединить ступенную и функциональную концепции (Р. Луи и Л. Тюиль, 1907, и др.). Ученик Римана Г. Эрпф сделал интересную попытку применить функциональную теорию к анализу музыки 20 в. (1927; там же говорится об «афункциональной» гармонии). Большой вклад в развитие теории гармонич. функций внес Ю. Н. Тюлин (учение о переменных функциях, 1937). По сравнению со ступенной строго функциональная концепция в целом дает более глубокое истолкование гармонии. Однако сфера применения этой концепции относительно ограничена (в своем «чистом» виде она наиболее пригодна для анализа гармонии от сер, 18 до нач. 20 вв.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия