ГЕДЕОНОВ Александр Михайлович (1790-1867, Париж) - рус. театр. деятель. В 20-х гг. 19 в. руководил итал. оперной труппой в доме своего деда С. С. Апраксина. Возглавлял Дирекцию имп. петерб. (с 1834) и моск. и петерб. театров (1842-58). В начале своей деятельности осуществил неск. полезных мероприятий (учредил ежегодную субсидию театрам, улучшил положение артистов, разделил труппы театра на оперные и драматич. и т. д.). В дальнейшем проводил реакц. политику (тормозил развитие прогрессивного рус. нац. театра, мешал осуществлению пост. лучших рус. опер). Недооценивая рус. оперное творчество, Г. организовал в Петербурге нем. оперную труппу, возобновил работу итал. оперной труппы, в течение мн. лет вытеснявшей со сцены имп. театров оперы русский композиторов, что определило длительную борьбу представителей рус. передовой муз. критики (А. Н. Серов, В. В. Стасов, Ц. А. Кюи) против засилья итальянцев и художеств. политики Г.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГЕДЕОНОВ Степан Александрович (1815, Петербург - 15 IX 1878, там же) - рус. театр. деятель, историк, литератор, археолог. Сын А. М. Гедеонова. Окончил Петерб. университет. С 1863 директор Эрмитажа, одновременно в 1867-75 директор имп. театров. Человек более образованный и прогрессивно мыслящий, чем его отец, Г. стремился упорядочить художеств. и хозяйств. сторону работы театров, но несмотря на обилие выдвигаемых им преобразовательных проектов, не изменил губительной для искусства системы чиновничьего произвола, господствовавшей в руководстве имп. театрами. Встретив сильную оппозицию своим начинаниям, Г. фактически передал руководство зав. кассой имп. театров барону Кистеру, который насаждал итал. оперу и пренебрежительно относился к пост. рус. оперных спектаклей. Автор либретто оперы-балета «Млада» (1870), музыка для которого была заказана четырём композиторам (позже музыку к нему написал Н. А. Римский-Корсаков). В «Письмах о музыке» (опубл. в «Русском музыкальном вестнике», СПБ, 1881) Г. сочувственно излагает идеалистич. взгляды А. Шопенгауэра на эстетику музыки, критикует высказывания Р. Вагнера об оперном искусстве.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия