ГОФМАН (Hoffmann) Карел (12 XII 1872, Прага - 30 III 1936, там же) - чеш. скрипач. В 1920 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки А. Бенневица. С 1891 возглавлял «Чешский квартет»- один из лучших европ. камерных ансамблей, с которым гастролировал во мн. странах, неоднократно в России (впервые в 1895). Как солист был известен своей интерпретацией концертов В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Брамса, P. Мендельсона, П. И. Чайковского, А. Дворжака, сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха (цикл концертов исполнил в 1924-25). Й. Сук посв. ему «Четыре пьесы» для скрипки и фп., ор. 17.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГОФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор (Вильгельм) Амадей (24 I 1776, Кенигсберг - 25 VI 1822, Берлин) - нем. писатель, композитор, дирижёр, живописец. Сын чиновника, получил юридич. образование в Кёнигсбергском университете. Занимался литературой и живописью, музыке обучался сначала у своего дяди, а затем у органиста Х.Подбельского (1790-1792), позднее в Берлине брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Был судебным асессором в Глогуве, Познани, Плоцке. С 1804 государственный советник в Варшаве, где стал организатором филармония, общества, симф. оркестра, выступал как дирижёр и композитор. После занятия Варшавы франц. войсками (1807) Г. возвратился в Берлин. В 1808-1813 дирижёр, композитор и декоратор театров в Бамберге, Лейпциге и Дрездене. С 1814 жил в Берлине, где был советником юстиции в высш. судебных органах и юридич. комиссиях. Здесь Г. написал свои важнейшие лит. произв. Первые его статьи помещены на страницах «Всеобщей музыкальной газеты» («Allgemeine Musikalische Zeitung», Лейпциг), сотрудником которой он был с 1809. Выдающийся представитель нем. романтич. школы, Г. стал одним из основоположников романтич. муз. эстетики и критики. Уже на раннем этапе развития романтич. музыки он сформулировал её особенности и показал трагич. положение музыканта-романтика в обществе. Г. представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. На языке лит. романтизма Г. стал писать о сущности музыки, о муз. произв., композиторах и исполнителях. В творчестве К. В. Глюка, В. А. Моцарта и особенно Л. Бетховена он показал тенденции, ведущие к романтич. направлению. Ярким выражением муз.-эстетич. взглядов Г. являются его новеллы: «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), «Музыкальные страдания Иоаганна Крейслера, капельмейстера» («Johannes Кreisler's, des Кapellmeisters musikalische Leiden», 1810), «Дон Жуан» (1813), диалог «Поэт и композитор» («Der Dichter und der Кomponist», 1813). Рассказы Г. позднее были объединены в сборнике «Фантазии в духе Калло» («Fantasiestücke in Callot's Manier», 1814-15). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра» («Lebensansichten des Кaters Murr», 1822), Г. создал трагич. образ вдохновенного музыканта, «безумного капельмейстера» Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Произв. Г. оказали влияние на эстетику К. M. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтич. образы Г. нашли воплощение в произв. мн. композиторов - Р. Шумана («Крейслериана»), Р. Вагнера («Летучий голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произв. Г. - «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Г. - герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912). Г. - автор муз. произв., в т. ч. первой нем. романтич. оперы «Ундина» (1813, пост. 1816, Берлин), оперы «Аврора» (1811-12; возможно пост. 1813, Вюрцбург; посмертная пост. 1933, Бамберг), симфоний, хоров, камерных соч. В 1970 в Майнце (ФРГ) начато издание собр. избранных муз. произв. Г.
Соч.: Werke, hrsg. von G. Ellinger, B.-Lpz.-W.- Stuttg., 1927; Poetische Werke. Hrsg. von G. Seidel. Vorwort von Hans Mayer, Bd 1-6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften nebst Briefen und Tagebuchaufzeichnungen. Ausgewählt und mit Anmerkungen versehen von Richard Münnich, Weimar, 1961; в рус. пер. - Избранные произведения, т. 1-3, М., 1962.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГОФМАН (Hofman) Ростислав (Мишель) Модестович [р. 15(28) IV 1915, Петроград] - французский музыковед. Сын литературоведа- пушкиниста и поэта Moдеста Людвиговича Г. С 1923 живёт во Франции. Деятель общества «Музыкальная молодёжь Франции». Ведёт большую работу по популяризации во Франции рус. и сов. муз. культуры, творчества советский композиторов. Выступает по франц. радио с лекциями, комментариями. С 1968 редактор журн. «Diapason». Автор мн. работ, посвященных рус. классич. и сов. музыке.
Соч.: Un siecle d opera russe, P., 1946; Tchaikovsky, P., 1947; La musique en Russie des origines а nos jours, P., 1957; Rimskiorsakov, P., 1958; Histoire de la musique des origines а nos jours, P., 1959; Dvmitri Chostakovitch, p., 1963; Serge Prokofiev, P., 1964; La musique sovietique, P., 1964; La vie de Moussorgski, P., 1964; La vie des grands musiciens russes, P., 1965; Les grandes figures slaves de Russie, P., 1965; Histoire de la musique russe des origines а nos Jours, P., 1968. К. M. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ГОФМАН (Hofmann) Иосиф (Юзеф) (20 I 1876, Подгуже, близ Кракова - 16 II 1957, Лос-Анджелес, США) - польск. пианист, педагог и композитор. Учился в Берлине у М. Мошковского (фп.) и Г. Урбана (композиция), в Дрездене - у А. Г. Рубинштейна (фп.), оказавшего на формирование Г.-пианиста решающее влияние. С 1899 жил в США, в 1924-38 был профессором и директором Муз. института Кёртис в Филадельфии. Его ученики: А. Чезинс, Ш. Черкасский, П. Шалит и др. Концертировал в 1883-1946 (с перерывом на годы учения -1884-94). Г. - один из крупнейших пианистов мира; особенной популярностью пользовался в США и в России, где в 1895-1913 гастролировал почти ежегодно (в Петербурге давал до 20 концертов в сезон). Игра Г. отличалась исключит. тщательностью воспроизведения нотного текста при безупречном мастерстве и блеске техники, благородством вкуса, сочетанием классич. ясности и чистоты стиля с романтич. изяществом и поэтичностью; однако существует мнение, что его интерпретациям не хватало глубины и творч. оригинальности. Репертуар Г. был громаден, особенно удавались ему мелкие пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта - Листа, а также М. Мошковского. Большую известность приобрели 2 книги Г. об игре на фп. (объединены им впоследствии в одну). Собранные в них советы и указания Г. отличаются точностью, конкретностью и имеют значит. практич. ценность; интерес представляют также включённые в книгу воспоминания Г. об А. Г. Рубинштейне. Муз. сочинения Г. (некоторые под псевд. Михаил Дворский) большого художеств. значения не имеют. Автор 2 симфоний. 5 концертов и диалога «Хроматикон» для фп. с оркестром, а также мн. мелких пьес салонного характера для фп. Лит. соч.: Piano playing, Phil., 1907, N. Y., 1908 (рус. пер. - Фортепианная игра, М., 1911, 1929); Piano questions answered, N. Y., 1909 (рус. пер. - Вопросы и ответы, М., 1913, 1929); объединённое и доп. изд. обеих кн. - Phil., 1920 (рус. пер - Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, М., 1938, 1961); интервью «The Etude», 1944, No 11 (рус. пер. - Советы молодым пианистам, «СМ», 1957, No 4).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия