ХЬЕРУЛЬФ, Кeрульф (Кjerulf) Шарль (22 III 1858, Копенгаген - 22 VIII 1919, Хельсингёр) - дат. муз. критик и муз. писатель, муз.-обществ. деятель. Учился у А. Майера и Л. Розенфельда (пение), Ф. И. Виль-Ланге и Г. Больмана (муз.-теоретич. предметы) в Копенгагене. С 1886 до конца жизни сотрудничал в качестве муз. критика в копенгагенской газ. «Политикен». Выступления X. в периодич. печати оказали заметное влияние на развитие муз. жизни Копенгагена и способствовали формированию проф. муз.-обществ. мысли Дании. Одноврем. работал хор. дирижёром, давал уроки музыки. Участвовал в деятельности крупных дат. муз.-обществ. организаций - Объединения дат. музыкантов и Дат. союза солистов. Автор ряда муз.-сценич. произв., в т. ч. оперетт (не пост.) «Новое платье короля» («Кejserens nye Кlaeder»), «Эликсир жизни» («Livs elixiren»). Известна музыка X. к пьесе X. Драхмана «Танец в Коллингхусе» («Dansen paa Кoldingshus», 1896); ему принадлежат также песни и романсы. Написал автобиографич. романы «Зелёная молодость» («Gron ungdom», 1915) и «Женатый и обзаведшийся хозяйством» («Gift og hjemfaren», 1917), а также биографию комп. Н. В. Гаде (1917). К. Н. Мохов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ХЬЕРУЛЬФ, Кьерульф (Кjerulf) Хальфдан (17 IX 1815, Осло - 11 VIII 1868, Грефсен, близ Осло) - норвежский композитор, пианист, дирижёр и педагог. Брал уроки игры на фп. у К. Арнольда (1847), одноврем. руководил муж. хором Студенч. общества (1845-49) в Осло. Учился композиции у Н. Гаде в Копенгагене (1849-50) и у X. Рихтера в Лейпцигской консерватории (1850-51). В 1857-59 руководил симф. абонементными концертами (совм. с И. Г. Конради) в Осло, где завоевал известность и как фп. педагог. Среди его учеников - пианисты А. Баккер-Грёндаль и Э. Ли Ниссен. Первое изданное соч. X. - 6 песен с фп. (1841). X. был среди зачинателей (наряду с Л. Линдеманом и У. Буллем) изучения и освоения нар. норв. музыки; он способствовал становлению проф. муз. культуры, в Норвегии. Один из создателей нац. муз. стиля, X. - наиболее выдающийся предшественник Э. Грига, испытавшего его влияние. Опираясь на традиции нем. романтизма, гл. обр. творчества Ф. Мендельсона и Р. Шумана, X. претворял мелодико-гармонич. и ритмич. богатства норв. нар. музыки. Его соч. отличают романтич. приподнятость, проникновенный лиризм, красота мелодий. X. работал гл. обр. в области камерной вок. и хор. музыки. Автор 200 романсов и хоров. Его романсы исполняли Е. Линд, К. Нильсон, Г. Зонтаг и др. крупнейшие певицы. X. первым положил на музыку стихи ряда нац. поэтов - А. Мунка, Б. Бьёрнсона, X. Вергеланна. В наследии X. - 45 фп. произв., 75 обработок нар. мелодий для фп. (из собрания Л. Линдемана). Автор муз.-критич. статей.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия