ИВАНОВ Алексей Петрович [р. 9 (22) IX 1904, с. Чижово, ныне Калининской обл.] - советский певец (баритон). Нар. арт. СССР (1951). В 1926 окончил Тверской педагогич. институт, в 1932 - Ленингр. консерваторию по классу Г. А. Боссе. Брал уроки пения у И. В. Ершова. С 1930 выступал в Оперной студии Ленингр. консерватории; дебютировал в партии Скарпиа («Тоска»). В 1932-36 солист Ленингр. Малого оперного театра, в 1936-38 - Саратовского и Горьковского, в 1938-67 - Большого театра СССР. В 1964-65 худ. рук. Оперной студии Моск. консерватории. Обладая голосом яркого сильного звучания, с равным успехом с подлинной артистичностью выступал как в лирических и драм., так и в комич. партиях. За исполнение партий Демона, Риголетто; Беса («Черевички» Чайковского) в 1946 удостоен Гос. пр. СССР. Первый исполнитель партий Комиссара («В огне» Кабалевского, 1943), Помазова («Великая дружба» Мурадели, 1947) и Рылеева («Декабристы», 1953). Среди мн. партий: Князь Игорь; Пётр («Вражья сила»; Гос. пр. СССР, 1948), Руслан; Мазепа (Гос. пр. СССР, 1950), Пиззаро («Фиделио»), Фальстаф, Эскамильо. Гастролировал за рубежом (Австрия, Чехословакия, Великобритания, ГДР, Венгрия, Италия, Исландия, Дания).
Соч.: Об искусстве пения, М., 1963; О вокальном образе, М., 1968.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Андрей Алексеевич [30 XI (13 XII) 1900, Замостье, ныне Замосць, Люблинское воев., Польша - IX 1970, Москва] - советский певец (баритон). Нар. арт. СССР (1944). В 1921-24 учился в Киевском кооперативном институте и одновременно в частной студии пения H. H. Лунда. В 1925 исполнил партию Евгения Онегина в оперной студии Киевской консерватории (дипломная работа студентов-выпускников). С 1926 выступал в Азерб., Одесском (1928-31), Свердловском (1931-34) театрах оперы и балета. В 1934-49 солист Укр. театра оперы и балета, с 1950 - Большого театра СССР. В 1956 оставил сцену. Сильный, мягкого бархатного тембра голос, выразит. пение, великолепная дикция, одухотворённость исполнения позволили певцу создать галерею впечатляющих образов - Князь Игорь, Демон; Грязной («Царская невеста»), Елецкий, Мазепа, Жермон, Риголетто, Эскамильо; Сильвио («Паяцы»), Валентин («Фауст»), Нагульнов («Поднятая целина» Дзержинского), Щорс («Щорс» Лятошинского) и др. Выступал как конц. певец; исполнял также укр. нар. песни. Гастролировал за рубежом (Чехословакия, ГДР, Австрия, Великобритания, Венгрия). В. И. Зарубин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Владимир Михайлович (р. 12 IV 1948, Москва) - сов. скрипач и педагог. Чл. КПСС с 1974. Окончил Моск. консерваторию (1972) и аспирантуру при ней (1974) у Ю. И. Янкелевича. С 1974 преподаватель Моск. консерватории, с 1975 солист Москонцерта и участник «Московского трио» (совм. с А. З. Бондурянским и М. Ю. Уткиным). Лауреат Междунар. конкурса им. И. С. Баха (1972, Лейпциг, 1-я пр.), фестивалей им. Кати Поповой (1974, Плевен, золотая медаль), им. Равеля (1976, Бордо, золотая медаль). Гастролирует за рубежом.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Георгий Николаевич (р. 9 II 1927, Новосибирск) - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1971. Сын пианиста и дирижёра Н. И. Иванова (р. 1904). В 1956 окончил Ленингр. консерваторию у В. В. Волошинова. Был пианистом-концертмейстером Моск. центр. театра кукол (Новосибирск,1943-44) и Всесоюзного гастрольно-конц. объединения (1956-57). В 1956 преподаватель Новосибирского хореографич. уч-гца, в 1957-59 - Муз. уч-ща (муз.-теоретич, предметы), с 1959 - Новосибирской консерватории (класс композиции; с 1970 доцент, с 1972 зав. кафедрой композиции). В 1972 пред. Сибирской организации CК РСФСР, в 1973-76 секретарь CК РСФСР.
Соч.: опера Алкина песня (1967, Новосибирск); балеты - Цветик-семицветик (1957, Ленинград), Василий Тёркин (1978), Ревизор (1981); оперетты - У моря Обского (1961, Новосибирск), Три плюс три (1966, там же), Рябина красная (1968), Алло, милиция (1971); оратории - Моим ровесникам (1969), Сибирские вечера (1970); симфония (1980); произв. для орк., для орк. рус. нар. инструментов; концерты с орк. - 2 для фп. (1965, 1979), для влч. (1977); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы; хоры a cappella, вок. циклы, музыка к спектаклям драм. театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Евгений Васильевич [р. 27 II (12 III) 1901, станица Краснокутская, ныне Ростовской обл.] - советский певец (бас) и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1938). Учился в Ростове-на-Дону. Солист оперных театров Баку (1927-34), Киева, Горького, Ленинграда, Алма-Аты (1936-44), Большого театра (1944-59). Партии: Сусанин, Мельник; Варлаам («Борис Годунов»), Грозный («Псковитянка»), Кончак; Андрей Дубровский («Дубровский» Направника), Гремин, Мефистофель; Дон Базилио («Севильский цирюльник»); Рамфис («Аида») и др. Выступал в концертах. В 1936-44 преподавал пение в Алма-Атинском муз. уч-ще, с 1952 - в Муз.-пед. институте им. Гнесиных (с 1958 доцент).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Константин Константинович [р. 8 (21) V 1907, Ефремов, ныне Тульской обл.] - советский дирижёр. Нар. арт. СССР (1958). В 1920 после смерти отца был взят на воспитание одним из полков Красной Армии. Служил трубачом в кавалерийских оркестрах. В 1937 окончил дирижёрский ф-т Моск. консерватории (ученик Л. М. Гинзбурга). В 1935-37 дирижёр оркестра Центр. театра Красной Армии. Затем ассистент дирижёра Оперной студии Моск. консерватории (1937-38), Гос. симф. оркестра Союза ССР (1938-39), дирижёр Оперного театра им. К. С. Станиславского (1939-41). В 1941-46 дирижёр Большого симф. оркестра Всесоюзного радиокомитета, в 1946-65 гл. дирижёр Гос. симф. оркестра Союза ССР. Лауреат Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве (1938, 3-я премия). Исполнительскому искусству И. присущи яркая эмоциональность, стремление к монументальности, тяготение к крупным формам. Центр. место в конц. репертуаре дирижёра занимают произв. рус. классиков (П. И. Чайковского, а также М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. К. Лядова) и советский композиторов (Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна). Выступает также как композитор. Автор симфонии, симф. поэмы «Огненные годы», концерта для контрабаса с орк., вок. сочинений. И. возглавлял ряд гастрольных поездок Гос. симф. оркестра СССР за границу (Чехословакия, Румыния, Бельгия, США, Япония и др.), неоднократно выступая с зарубежными оркестрами в Португалии, Франции, Мексике, Бельгии, Великобритании, Нидерландах и др. Гос. пр. СССР (1949). Написал автобиография, статью «По путёвке Октября» («СМ», 1967, No 12). Г. Я. Юдин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Лев Иванович [18 11(2 III) 1834 - 11 (24) XII 1901, Петербург] - рус. артист балета и балетмейстер. В 1852 окончил Петерб. театр. уч-ще, с того же года артист петерб. Большого театра (танцевал до 1893). С 1882 режиссёр балетной труппы, с 1885 2-й балетмейстер Мариинского театра, где он поставил мн. балеты, в т.ч. «Очарованный лес» Дриго (1887), а также Половецкие пляски для премьеры оперы «Князь Игорь» (1890). Наиболее значительны из его работ балет «Щелкунчик» (1892) и особенно 2-й акт балета «Лебединое озеро» (1894; 1-й и 3-й акты пост. М. И. Петипа), где танец явился средством создания образа. И. добился полного единства музыки и танца, благодаря ему рус. публика смогла по достоинству оценить величие замысла П. И. Чайковского (1-я пост. в 1877 в Москве была неудачной). С 1858 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Написал автобиографию «Мои маленькие воспоминания» («Петербургская газета», 1901, 13 дек.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Михаил Александрович [5 VI (17 VII) 1882, Харьков - 28 II 1957, Москва] - сов. гобоист и педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1946). В 1900 окончил Муз. уч-ще РМО в Харькове, занимался у Г. А. Гёка. С 1903 играл в оркестре муз. театров Харькова, Тбилиси, Петербурга, Одессы. Солист оперного театра Церетели в Харькове (1905-07), Оперного театра Зимина (1907-11) и симф. оркестра С. А. Кусевицкого (1911-17) в Москве. В 1917-55 солист оркестра Большого театра СССР. С 1939 преподавал в Моск. консерватории (с 1943 профессор). И. М. Марков.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Михаил Михайлович [11 (23) IX 1849, Москва - 20 X 1927, Рим] - рус. муз. критик и композитор. По окончании Петерб. технологич. института (1869) всецело занялся музыкой. Учился в Москве у А. И. Дюбюка (фп.) и П. И. Чайковского (теория композиции), в 1870-75 - в Италии у Дж. Сгамбати (фп. и сочинение). С 1875 выступал в качестве муз. критика в петерб. периодич. печати (в т.ч. в муз.-театр. газ. «Нувеллист»). В 1880-1917 заведующий музыкальным отделом газ. «Новое время», на страницах которой публиковал еженедельные фельетоны и обзоры под назв. «Музыкальные наброски». В 1918 эмигрировал в Италию. В начале своей критич. деятельности И. придерживался прогрессивных взглядов, отстаивал творчество композиторов «Могучей кучки». Однако в 80-х гг. перешёл на реакц. позиции, примкнул к группе консервативных петерб. критиков, стал одиозной фигурой петерб. муз. мира. В статьях, отличавшихся необъективностью и поверхностью суждений, И. выступал против новых, самобытных явлений рус. музыки. Вместе с тем в его фельетонах и обзорах, публиковавшихся на протяжении почти 40 лет, содержатся ценные сведения по муз. библиографии и нотографии, а также большой фактич. материал, относящийся к текущей муз. жизни России. Его 2-томная «История музыкального развития в России» (1910-12) не имеет серьёзного науч. значения. Муз. произв. И., вт.ч. оперы «Забава Путятишна» (1899, Новый театр, Москва), «Каширская старина» (1905, Консерватория, силами артистов театра «Новая опера» А. А. Церетели, Петербург), «Горе от ума» (на текст комедии А. С. Грибоедова, 1910, Мариинский театр, Петербург), балет «Весталка» (1889, там же), симф. сочинения, фп. пьесы, романсы и др., носят эпигонский характер и не представляют художественного интереса. Ему принадлежат первые пер. на рус. язык книг Л. Ноля «Историческое развитие камерной музыки…» (СПБ, 1882) и Э. Ганслика «О прекрасном в музыке» (М., 1885).
Соч.: Музыкальная памятная и записная книжка на 1887, СПБ, 1887 (совм. с П. Д. Перепелицыным); Исторический очерк пятидесятилетия деятельности музыкального журнала «Нувеллист», СПБ, 1889; Пушкин в музыке, СПБ, 1899; Памяти Фридерика Шопена, СПБ, 1909; История музыкального развития в России, т. 1-2, СПБ, 1910-12.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Михаил Фёдорович [18 (30) I 1889, с. Спасское, ныне Калининской обл. - 5 VI 1953, с. Пахра Моск. обл.] - сов. гитарист, педагог и композитор. Игре на гитаре обучался у P. P. Пелецкого и А. П. Соловьёва. Учился в Нар. консерватории (1907-10), брал уроки композиции и игры на фп. у P. P. Кенемана (1913-19) в Москве. С 1908 выступал как гитарист. Преподавал игру на гитаре в Моск. обл. муз.-педагогич. уч-ще им. Октябрьской революции (1938-1941), затем во Всесоюзном доме нар. творчества. Пропагандист семиструнной гитары, И. писал для неё пьесы, делал переложения, разрабатывал учебные программы, методич. пособия. Автор кн. «Русская семиструнная гитара» (М.-Л., 1948), ряда статей (в т.ч. «М. Т. Высоцкий», журн. «СМ», 1948, No 6), школ игры на семиструнной гитаре, мн. самоучителей, 150 произв. и ок. 600 перелож. для гитары. И. М. Марков.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Николай Кузьмич [10 (22) X 1810, м. Воронеж, ныне Сумской обл. (по др. данным - Полтава) - 7 (19) VII 1880, Болонья] - русский певец (тенор). С детских лет певчий Придв. певч. капеллы в Петербурге, где обратил на себя внимание прекрасными вок. данными. Пению обучался у М. И. Глинки, с которым уехал в 1830 в Италию для усовершенствования; брал уроки у Э. Бьянки в Милане, затем у А. Ноццари и Ж. Фодор-Менвьель в Неаполе. В 1832 с успехом дебютировал в Неаполе в театре «Сан-Карло» в партии Перси (опера «Анна Болейн» Доницетти). В том же году был приглашён в труппу «Театр Итальен» в Париже, где пел до 1837; в 1834, 1835, 1837 гастролировал в Лондоне. С 1839 выступал в Болонье (дебютировал в партии Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур»), Милане (в театре «Ла Скала») и др. городах Италии. Оставил сцену ок. 1852. И. - один из крупнейших мастеров итал. бельканто. Высокий грудной голос, покорявший красотой и нежностью тембра, виртуозное владение вок. техникой доставили И. славу единств. соперника Дж. Рубини. Был поклонником творчества Дж. Россини, его близким другом. Одна из лучших партий в оперном репертуаре И. - Родриго («Отелло» Россини). Выступал также с исполнением романсов, песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Фёдор Алексеевич (1863 - нач. 1920, Москва) - рус. хор. дирижёр, педагог и композитор. Работал в Варшаве, Н. Новгороде. С 1886 рук. в Москве проф. и любительскими хорами. Организатор хор. капеллы мальчиков (100 певчих), представлявшей вок.-муз. учреждение с серьёзно поставленным общим и спец. образованием. В капеллу входил также мужской хор (св. 100 человек). Капелла И. участвовала в церк. службах, выступала с концертами в Большом зале Моск. консерватории, в зале Дворянского собрания, исполняя сложные муз. произв. (Месса си минор И. С. Баха, «Торжественная месса» Л. Бетховена и др.). Исполнение капеллы отличалось тщательностью подготовки, высоким художеств. уровнем. И. воспитал мн. певцов, учителей пения и хор. дирижёров (И. М. Кувыкин и др.). Автор ряда хор. (духовных и светских) произв.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ИВАНОВ Янис Андреевич [р. 26 IX (9 X) 1906, Прейли) - советский композитор. Нар. арт. СССР (1965). В 1931 окончил Латв. консерваторию по классу теории композиции, в 1933 - классы практич. композиции у Я. Витола и дирижирования у Г. Шнефогта. С 1931 работал на радио, в 1945-61 в Радиокомитете Латв. ССР (худ. рук. муз. вещания). С 1944 преподаватель Латв. консерватории по классу композиции (с 1955 профессор). В 1950-51 пред. правления CК Латв. ССР. В 30-е гг. писал программные произв., посв. картинам природы Латвии (сюита «Латгальские озёра», 1935), симф. картины «Поднебесная гора» («Padebesu kalns», 1938), «Радуга» («Varaviksne», 1939) и др. Лучшее среди симф. произв. И. - 4-я симфония «Атлантида» (1941, программная). Масштабность концепции, сила и новизна муз. выразит. средств этого произв. определили становление латыш, сов. симфонизма. После «Атлантиды» композитор обращался к программности только в 5-й «Латгальской» симфонии (1949; Гос. пр. СССР, 1950). Муз. язык симф. произв. И. характеризуется лирико-драм. образностью, распевностью, нередко опорой на натуральные лады, свойств, латыш. нар. песне. В 9-12-й симфониях творчество композитора эволюционировало к большей усложнённости и напряжённости гармонич. стиля, использованию политональности, полифонич. линеарности.
Соч.: для орк. - 15 симфоний (1933-1972; 13-я симфония - Респ. пр., 1970), симф. картины, симф. Поэмы Лачплесис (1957; Респ. пр., 1959), Poema luttuoso (Горестная поэма, 1968), Торжественная прелюдия (Sviniga preludija, 1940); концерты с орк. - для влч. (1938), скр. (1951), фп. (1959), 3 струн. квартета; фп. произв.; хор. песни, музыка для кино и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия