КЛАВИАТУРА (нем. Кlaviatur, от лат. clavis - ключ) у муз. инструментов - комплект особо оформленных рычагов - клавиш, расположенных в определённом порядке. Нажимая на клавишу муз. инструмента, извлекают звук определённой высоты. К. появилась впервые в водяном органе - гидравлосе, изобретённом в Александрии Ктесибием. При игре на гидравлосе органист выдвигал клавиши, открывая т. о. доступ воздуха к соответствующим трубкам. В 1 в. до н. э. Витрувий в Риме усовершенствовал К., сделав клавиши нажимными. Устройство, автоматически возвращавшее клавишу в исходное положение, появилось лишь в 12 в. в виде грузов на задних концах клавишей или в виде пружин. Став непременной принадлежностью органа, а также струн. инструментов типа клавикорда, спинета, фп., К. уже в старинных инструментах (сохранились спинеты 16 в.) имела обычное расположение в два ряда с одними и теми же клавишами для повышенных и пониженных ступеней, считавшихся с 18 в. энгармонически равными (см. Энгармонизм). В 16-17 вв. изготовлялись также и К. с разными клавишами для повышенных и пониженных ступеней. Звукоряд на К. в нижней октаве нередко бывал диатоническим, а хроматич. последование начиналось с ноты си бемоль - рис. 1. Расположение клавиш при наличии в К. фа диез и соль диез см. на рис. 2. На органах, чтобы обеспечить возможность одновременной игры в разных тембрах, достигать чётких динамических контрастов, применяются 2-3, а на больших органах до 7 К. для рук (мануалы), располагающихся террасообразно одна над другой. Главная К. - нижняя; при игре на ней возможно одновременное включение всех регистров (grand jeu). На органе имеется также К. для ног - педаль. В разл. инструментах передача усилия от К. к источнику звука осуществляется по-разному - непосредственно (гидравлос, колёсная лира), с помощью простого приспособления (клавикорд) или через сложное передающее устройство (совр. рояли, органы). Усовершенствование К. шло по 2 направлениям. Первое - создание хроматической К., не выделяющей до мажор из числа др. тональностей. Такая К. изобретена в 1784 И. Хюбшем. Наиболее удачной и получившей нек-рое распространение была клавиатура П. Янко: 2 осн. ряда клавишей располагались по целотонным гаммам, отстоявшим на полтона; остальные ряды дублирующие. Другое направление вызвано стремлением создать К., наиболее удобную для игры (дугообразные К. - Г. Штауфера и M. Гайдингера, 1824; Г. Нейгауза, 1881; Клатсема, 1907; лучевая клавиатура А. Шульца, 1908). Особые К. кнопочного и обычного фортепьянного типа были изобретены для гармоник и аккордеонов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия