КОЛЕБАНИЯ - изменения состояний, более или менее точно повторяющиеся. Различают К. механические, электромеханические, термодинамические и др. Непосредственным источником муз. звуков (см. Звук музыкальный) являются механич. К. определённых тел - натянутой струны (струнные смычковые, щипковые и ударные инструменты), мембраны-перепонки (ударные инструменты типа барабана, бубна и т.п.), твёрдого тела разл. формы (т.н. «самозвучащие» ударные инструменты), а также плотности столба воздуха (голос человека, дух. инструменты). Механич. К. являются периодическими - повторения того же или сходного состояния происходят в них через равные промежутки времени. Они характеризуются амплитудой - величиной наибольшего отклонения колеблющегося тела от положения равновесия; периодом - временем, за которое совершается одно полное К.; частотой, к-рая измеряется числом К. в секунду. Частота К. определяет высоту звука, возрастающую с её увеличением. Каждому муз. звуку отвечает определённая частота К. Частота К. зависит от материала колеблющегося тела, его размеров (длина струны) и от действующих в нём внутр. сил (натяжение струны). Большинство звучащих тел колеблется не только как целое, но и по частям (напр., наряду с К. струны как целого колеблются её половины, третьи части и т.п.). Эти колебания образуют дополнительные звуки, т.н. призвуки, или обертоны. Они уступают в силе осн. тону и непосредственно на слух неразличимы. В то же время наличие и степень силы каждого из возможных обертонов, в совокупности образующих т.н. натуральный звукоряд, определяют тембр звука. Различают К. собственные и вынужденные. Собственные К. образуются в тех случаях, когда вызывающая К. сила действует на колеблющееся тело в течение краткого промежутка времени; после этого выведенные из положения равновесия тела колеблются в силу своей упругости (напр., К. струны фп., большинства щипковых инструментов, перепонки барабана и др.). Собственные К. являются затухающими. Вынужденные К. возникают в случаях, когда силы, вызывающие К., действуют постоянна (движение смычка при игре на струнных смычковых инструментах, непрерывное вдувание воздуха при игре на духовых инструментах и т.п.). К. этого типа являются незатухающими. Звуковые К. от источника звука распространяются гл. обр. через воздух.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия