КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ - стиль визант. виртуозного мелизматич. пения, культивировавшийся в Киевской Руси. Применялся при исполнении кондаков, киноников, стихов из псалмов и «припелов» к ним. Этот репертуар записывался в особых книгах - кондакарях. Нотация К. п. заметно отличается от знаменной (см. Знаменный распев). В ней используются не только комбинации из палочек, точек и запятых, но и разнообразные «завитушки». Они писались над прочими знаками и в более крупном масштабе, так что нотация выглядит двухстрочной. Тексты кондакарных записей насыщены посторонними фонемами, т.н. аненайками и хабувами. С. В. Смоленский считал К. п. русским по происхождению; самобытное, рус. происхождение К. п. отстаивал и В. М. Беляев. А. В. Преображенский рассматривал К. п. как византийское, мелизматическое. Трудами ряда учёных установлено, что К. п. имеет византийское происхождение и представляет собой виртуозное мелизматич. пение. Относительно двухстрочной записи нотации существуют разл. мнения. Смоленский полагал, что нижняя строка представляет собой запись мелодии, а верхняя указывает исполнительские приёмы и нюансы. Е. Wellesz. A history of Byzantine musicOxford, 1961, p. 340. Текст составляет одно слово - «Аллилуйя». Его фонемы подчёркнуты. В 60-70-х гг. 20 в. по этому вопросу высказываются иные взгляды. Одни учёные считают, что нижняя строка согласовывала напев с силлабикой текста, а верхняя обозначала мелизматич. формулы, другие - что верхняя строка является ранней, а нижняя - поздней и более усовершенствованной записью одной и той же мелодии. Аненайки и хабувы служили средством артикуляции звука и синхронизации его в хор. пении. Полная расшифровка рус. кондакарных записей невозможна, т. к. визант. нотация 10-11 вв. не передавала напева в точности, фиксируя лишь контур мелодич. рисунка; напев уточнялся в процессе пения с помощью жестикуляции доместика (см. Хейрономия). Кроме того, при переводе греч. текста на слав, язык допускалось частичное изменение напева. Расшифровки визант. записей 12-13 вв. позволяют составить представление о К. п. К. п. отвечало изысканному вкусу верхушки феодального общества Киевской Руси, но не пользовалось широким признанием у народа. Этим объясняется малое количество кондакарей и исчезновение их к 14 в., хотя в 12 в. были записаны кондаки русским святым.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия