ЛЯТОШИНСКИЙ Борис Николаевич [22 XII 1894 (3 I 1895), Житомир - 15 IV 1968, Киев] - советский композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. УССР (1968). В 1918 окончил юридич. ф-т Киевского университета, в 1919 - Киевскую консерваторию по классу Р. М. Глиэра (под руководством которого занимался теорией композиции с 1913). По окончании консерватории преподавал в ней (с 1935 профессор). В 1935-38 и 1941-44 вёл курс инструментовки одноврем. и в Моск. консерватории. Среди учеников Л. мн. известные сов. музыканты - Ю. М. Александров, И. Ф. Бэлза, Л. А. Грабовский, В. Н. Денбский, К. А. Караев. С 1948 чл. правления CК СССР. Л. - один из крупнейших сов. композиторов, основоположников симф. музыки на Украине; автор первой укр. симфонии (1918; исп. под упр. Р. M. Gлиэра в 1919, Киев) и камерно-инстр. ансамблей. Его произв. свойственны героич. устремлённость, острая конфликтность, драматичность коллизий, неизменно переплетающиеся с проникновенной лирикой. Музыка Л. отличается ярким колоритом, глубоко эмоциональна и выразительна. Мн. произв. Л. близки слав. интонационному строю, что явилось также результатом восприятия традиций рус. классики (углубившегося в период занятий у Р. М. Глиэра) и обращения композитора к творчеству разл. слав. народов (например, опера «Золотой обруч», в которой Л. впервые с такой широтой использовал и развил зап.-укр. нар. песенно-танц. мелодии, «Славянский концерт», «Славянская увертюра», произв., связанные с польской тематикой, - «Гражина» на сюжет А. Мицкевича, «На берегах Вислы», «Польская сюита»). Стиль Л. постепенно эволюционировал под воздействием творчества А. Н. Скрябина, отчётливо ощутимом, напр., в 1-й симфонии. В 1-м фп. трио уже ярко проявилось своеобразие творч. индивидуальности композитора, его новаторство, выразившееся, в частности, в области гармонии: Л. расширил функции всех ступеней лада и развил принципы переменности, свойственной музыкальному творчеству мн. слав. народов. Глубоко изучив самобытность этого творчества, он сочетал разл. региональные черты слав. музыки, а в последних своих произв. (в особенности в 5-й симфонии) создал как бы интонац. сплав всех этих черт, отличающийся органич. единством и цельностью. Это позволило Л. использовать новые средства выразительности, при помощи которых раскрывается эмоциональное богатство его музыки, неразрывно связанной по своему содержанию с современностью. Значит. место в творчестве Л. принадлежит хор. произв., в т. ч. хорам a cappella на сл. А. С. Пушкина («Времена года», «По небу крбдется луна», «Кто, волны, вас остановил» и др.) и Т. Г. Шевченко («Iз-за гаю сонце сходить», «Тече вода в сине море» и др.), а также многочисл. романсам. Совм. с Л. Н. Ревуцким Л. создал новую редакцию оперы Н. В. Лысенко «Тарас Бульба», а после смерти Р. М. Глиэра закончил (совм. с К. Г. Мострасом) и инструментовал его Концерт для скрипки с оркестром. В качестве дирижёра выступал преим. с исполнением своих произв.
Соч.: оперы - Золотой обруч (по повести И. Франко «Захар Беркут», 1930, Укр. театр оперы и балета; 2-я ред. 1970, Львов, Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), Щорс (Полководец, 1938, там же); 2 кантаты, в т. ч. Заповiт (1939); для орк. -5 симфоний (1918, 2-я ред. 1967; 1936, 2-я ред. 1940; 1951, 2-я ред. 1954; 1963, 1966 - Славянская), симф. поэмы.: Воссоединение (1949), Гражина (1955), На берегах Вислы (1958), Польская сюита (1961), Лирическая поэма памяти Р. Глиэра (1964), сюиты: из музыки к фильму «Тарас Шевченко» (1952), из музыки к трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1954), на слав. темы (1967), Фантастический марш (1920), Увертюра на 4 укр. нар. темы (1926), увертюра к опере «Полководец» («Щорс», изд. 1948), Славянская увертюра (1961); для фп. с орк. - Славянский концерт (1953); для духового орк. - Торжественный марш (1931), 2 Походных марша (1932, 1936); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио (1922, 1942); 5 струн. квартетов (1915, 1922, 1928, 1943, 1944), Украинский квинтет (1942, 2-я ред. 1945; Гос. пр. СССР, 1946); для фп. - 2 сонаты (1924, 1925), Отражения (7 пьес, 1925), баллада (1929), сюита (1942), 5 прелюдий (1943), концертный этюд (1965); для скр. и фп. - соната (1926), 3 пьесы на тадж. нар. темы (1932); для влч. и фп. - 2 мазурки на польские темы (1953); для альта и фп. - Ноктюрн, Скерцо (1963) и др.; хоры, романсы, музыка для драм. театра и кино, в т. ч. к фильму «Тарас Шевченко» (1951; Гос. пр. СССР, 1952), обр. нар. песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)
Гадание на картах правила простые способы гадания на игральных картах. . https://sofit-nail.ru парикмахерская спб варшавская: номера телефонов парикмахерских.

(с) Музыкальная энциклопедия