ЛЕОНКАВАЛЛО (Leoncavallo) Руджеро [25 IV 1857 (по уточнённым данным), Неаполь - 9 VIII 1919, Монтекатини, близ Флоренции] - итальянский композитор. Учился в консерватории в Неаполе в классах Л. Росси (композиция), Б. Чези (фп.); посещал лекции Дж. Кардуччи в Болонском университете, получил звание доктора литературы (1878). Не добившись признания на родине, работал тапёром в кафе и учителем пения в Англии, Франции, Германии, Турции, Греции, Египте. Первая его опера «Чаттертон» (на собств. либр., по одноим. драме А. де Виньи, 1877), а также «Медичи» (1888, задумана как 1-я часть оперной трилогии «Сумерки», на сюжет из эпохи Возрождения; две др. части - «Савонарола» и «Цезарь Борджа» не были написаны) не имели успеха (поставлены неск. лет спустя). Мировую известность принесла Л. третья опера - «Паяцы» (1892), явившаяся высшим творч. достижением композитора. Наряду с «Сельской честью» Масканьи (1890) эта опера - классич. образец веризма. Она утвердила новые художеств. принципы, характерные для этого направления. Устами героя (Тонио) Л. излагает своё творч. кредо - правдивый показ на сцене переживаний простых людей (сюжетной основой послужило действит. событие). Лит. талант, знание законов сцены помогли Л. создать динамичное, чёткое и лаконичное либретто. Успех оперы определили волнующий сюжет, яркое театр. воплощение в музыке жизненной драмы, рельефно очерченные образы героев, выразительность и доходчивость мелодий. В 1906 Л. совершил гастрольную поездку по странам Европы, по США, Канаде, с огромным успехом дирижировал оперой. Из др. произв. выделяется опера «Богема» (по роману А. Мюрже, 1897). По глубине психологизма и выразительности музыки она уступает опере Дж. Пуччини на тот же сюжет, создававшейся параллельно (1896). Последняя значит. работа композитора - опера «Заза» (по пьесе С. Симона и П. Бертона, 1900), ряд сцен которой отличается большой драм. экспрессией. Оперное наследие Л. включает также произв. исторические (опера «Роланд из Берлина»), комические. Однако типические черты муз. стиля композитора с наибольшей полнотой раскрылись в его веристских операх («Паяцы», «Богема», «Заза»). Из многочисленных, но почти забытых произв. Л. (помимо опер, ему принадлежат оперетты, балет, романсы, фп. пьесы и др.) в репертуаре сохранились лишь «Паяцы», оперетта «Королева роз», романс «Рассвет».
Соч.: оперы (ок. 20), в т. ч. Чаттертон (1877, пост. 1896, театр «Арджентина», Рим), Медичи (1888, пост. 1893, театр «Даль-Верме», Милан), Паяцы (I Pagliacci, 1892, там же), Богема (La boheme, 1897, театр «Фениче», Венеция; на рус. сцене - под назв. Жизнь Латинского квартала), Заза (1900, «Театро лирико интернационале», Милан), Роланд из Берлина (1904, театр «Опернхауз», Берлин), Майя (1910, театр «Костанци», Рим), Цыганы (Zingari, по поэме А. С. Пушкина, 1912, театр «Ипподром», Лондон), Эдип-царь (Edipo re, 1920, «Лирик тиэтр», Чикаго); балет - Жизнь марионетки (La vita di una marionetta, не пост.); оперетты - Мальбрук (1910, театр «Национале», Рим), Королева роз (La reginetta delle rose, 1912, театр «Костанци», Рим), Первый поцелуй (Il primo bacio, 1923, Монтекатини) и др.; симф. поэма Серафита (по рассказу О. Бальзака, 1894); романсы, фп. пьесы и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия