ЛОКАТЕЛЛИ (Locatelli) Джованни Баттиста (1715 - 14 III 1785, Петербург) - итал. антрепренёр. В 1757 приехал в Петербург с оперной (опера-буффа) и балетной труппой. Получил разрешение на организацию спектаклей; 1-й спектакль состоялся 3 дек. 1757. В труппу Л. входили талантливые певцы и артисты балета, в репертуаре осн. место занимали комич. оперы на тексты К. Гольдони, пасторали и др.; большим успехом пользовались балетные спектакли, возглавляемые балериной А. Сакко. Затем Л. переехал в Москву, где 29 янв. 1759 состоялось открытие его нового театра - Оперного дома, расположенного у Красного пруда, за земляным городом (ныне Комсомольская пл.). Но моск. зрители не проявили достаточного интереса, и антреприза Л. не давала дохода. В 1760 произошло объединение итал. труппы с любительской рус. труппой, состоявшей из студентов моск. университета (получила назв. «Российский театр»). В 1761 Л. разорился; возвратился в Петербург, где занимался организацией маскарадов и др. увеселений, а также преподавал франц. и итал. яз. в балетном уч-ще. Неск. актёров его труппы вошло в состав придв. театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ЛОКАТЕЛЛИ (Locatelli) Пьетро Антонио (3 IX 1695, Бергамо - 30 III 1764, Амстердам) - итал. скрипач и композитор. Ученик А. Корелли. С 1721 жил в Амстердаме, до 1729 концертировал в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании. Наряду с А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, Ф. Джеминиани и П. Нардини крупнейший представитель итал. скрипич. школы 18 в. Л. ввёл в скрипич. технику новаторские приемы игры, порывавшие с установившимися канонами. В «Каприччо» отошёл от использования естеств. расположения пальцев на грифе, широко применяя их растяжение в ломаной аккордике, а также приёмы, основанные на отведении первого пальца, расширил диапазон до 17-й позиции и др. Новыми были и введённые Л. приёмы смычковой техники (быстрые скачки смычка через струны, ударный штрих - рикошет). Исполнит. идеи, намеченные Л., развитые и художественно претворённые затем Н. Паганини, легли в основу романтич. скрипич. техники. Как композитор сыграл значит. роль в развитии формы сонаты; в своих concerti grossi ввёл в состав концертино вместо струн. трио (2 скрипки и влч.) струн. квартет (2 скрипки, альт и влч.), положив начало формированию жанра струн. квартета. В экспрессивности музыкального стиля Л., яркой, выразительной мелодике проявились предромантические черты.
Соч.: 12 concerti grossi для 4 и 5 инстр. с 12 фугами (1721); 12 сонат для продольной флейты соло с basso continuo (1732); сб. «Искусство скрипки» («L'arte del violino») - 12 концертов для скрипки с 24 каприччо (1733); 6 театр. интродукций и 6 концертов (1735); 6 сонат для 3 инстр. (1736); 12 камерных сонат для скр. соло с basso continuo (1737); 6 концертов для 4 инструментов (1741, 1762 - утеряны); 10 сонат - 6 для скр. соло, 4 - для 3 инструментов (1744).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия