МАДРИД (Madrid) - столица Испании, гл. центр её муз. жизни. Ок. 3,2 млн. жит. (на 1 янв. 1973). Муз. жизнь М. получила развитие после перенесения сюда корол. двора (1561), при котором была создана капелла, состоявшая из фламандских, позднее франц. музыкантов. Придв. испан. капеллой Филиппа II с 1587 руководил комп. Ф. Рожер (мальчиком пел в хоре фламандской капеллы), обогативший своими произв. её репертуар. С корол. капеллой были связаны мн. видные композиторы и органисты 16-18 вв. (они писали также музыку для монастырских хоров); среди них - A., X. и Э. де Кабесоны, Д., Б. К. и Ф. дель Кастильо, Н. Гомберт, Ф. и X. дель Вадо, X. де Торрес, А. Литерес и X. Небра и др. авторы полифонич. вок. и инстр. произв. Здесь же служили лучшие певцы. Полифонич. культовая музыка в 16-17 вв. получила высокое развитие в творчестве композиторов и органистов Т. де Виктории, X. Элиаса, X. Морено-и-Поло, М. X. де Веаны, М. Руиса, А. Солера и др. видных музыкантов, живших в мадридских монастырях. Культовые произв. комп. К. де Моралеса, Ф. Герреро и Ф. де лас Инфантас, работавших в М., были известны и за пределами Испании. В кон. 16 в. стали популярны представления с музыкой (на светские сюжеты), которые давались сначала под открытым небом, затем в театрах «Де ла Крус» и «Дель Принсипе», в нач. 17 в. в них шли комедии Тирсо де Молины, Руиса де Аларкона-и-Мендосы, А. Морето-и-Каваньи с муз. интермедиями. В 1629 при дворе была пост. первая испан. опера неизвестного автора «Лес без любви» («La selva sin amor»), в сер. 17 в. - первая сарсуэла»Сад Фалерины» («El jardin de Falerina») в корол. резиденции Сарсуэла (близ М.), давшей назв. этому жанру. На открытом воздухе устраивались религ. представления (autos sacramentales) с муз. сопровождением. Наряду с вокальной музыкой, звучавшей гл. обр. в аристократич. салонах, получили распространение и инстр. произв., преим. для виуэлы и гитары; выделялись гитаристы Л. Руис де Рибайяс и Ф. Герау (18 в.), известный педагог С. де Мурсиль, Ф. Моретти, М. П. В. Гарсиа (кон. 18 - нач. 19 вв.) и др. В 1708 в М. впервые гастролировала итал. оперная труппа, для которой был построен спец. оперный театр «Каньос дель Пераль». В 18 в. спектакли итал. оперы с музыкой приглашавшихся в М. итал. комп. Дж. Факко, Ф. Корселли, Ф. Коррадини, Н. Конфорто и др. регулярно ставились в театре «Каньос дель Пераль» и в придворном театре во дворце «Буэн Ретиро», которымв1737- 1759 руководил певец-кастрат Фаринелли. Наряду с итал. операми продолжали ставиться сарсуэлы, мелодрамы и комедии с музыкой, во 2-й пол. 18 в. - тонадильи Л. Мисона, А. Герреро, П. Аранаса, П. Эстеве, Б. де Ласерны, А. Росалеса и др. В сер. 18 в. развиваются камерно-инстр. жанры; высокие образцы музыки для чембало, виолончели, скрипки создали Д. Скарлатти, Л. Боккерини, Г. Брунетти, работавшие при дворе, где также выступали скрипачи X. Эррандо, Ф. Манальт, гобоисты Пла (3 брата). В 1830 осн. Корол. консерватория музыки и декламации имени королевы Христины; сначала в ней преподавали гл. обр. итальянцы. Несмотря на высокий уровень развития муз. жизнь М. носила замкнутый характер. С сер. 19 в. в М. стали гастролировать мн. иностр. музыканты (выступали на сцене театра «Лисео»). В 1863 было создано Квартетное общество под рук. скрипача и дирижёра X. Монастерио, пропагандировавшее камерную музыку испанский композиторов, в 1866 - Конц. общество с собств. оркестром. К кон. 19 в. всё большую роль стали играть представители нац. направления - испан. муз. Возрождения (Ренасимьенто), которые в своей педагогич., композиторской и обществ. деятельности стремились к утверждению нац. испан. стиля. Среди них - Ф. Барбьери, основавший в М. общество «Музыкальная Испания» (способствовало организации испан. оперного театра) и своими сарсуэлами помогавший преодолению влияния итал. оперного стиля; Т. Бретон, организовавший оркестр Художественного объединения музыкантов, П. X. Э. Арриета-и-Корера, Р. Чапи, X. Монастерио и особенно Ф. Педрель, ведущий деятель Ренасимьенто, основоположник новой испан. композиторской и музыковедч. школ. С сер. 19 в. начался расцвет муз. театра; были построены спец. оперные театры «Паласио реаль» (1849) для придв. оперы и «Реаль» (1850), в которых до 1870-х гг. ставились итал. и франц. оперы, а в кон. 19 в., с усилением движения Ренасимьенто, шли нац. оперы Т. М. Эславы, Э. Серрано, Р. Чапи, Бретона. С возрождением сарсуэлы в сер. 19 в. возникли театры «Сарсуэла» (1856), «Театро лирико» (1902). Муз. спектакли давались также в театрах «Сирко» (1834-56), «Институто» (1839), «Мусео» (1847-49), «Варьедадес» (1842-88) и др. Симф. и театр. оркестрами дирижировали Барбьери, Бретон, Чапи, Монастерио, X. Гастамбиде-и-Гарбайо, X. Хименес-и-Беллидо. В нач. 20 в. созданы симф. и филармонич. оркестры под рук. Ф. Арбоса и П. Касальса. В театре «Реаль» шли оперы М. де Фалья, X. Турины, К. дель Кампо, М. Торробы, И. Альбениса и др. В кон. 1920-х гг. уровень развития муз. жизни М. значительно снизился. В 1925 закрылся театр «Реаль» (его реставрация продолжается ок. 50 лет). В годы гражд. войны 1936-39 распались мн. муз. общества, видные музыканты эмигрировали из страны (М. де Фалья, П. Касальс, Э. К. Чапи, К. Паласио). Нек-рое оживление в конц. жизнь М. внёс в 1940-е гг. дир. А. Архента, создавший Нац. оркестр и Объединение камерной музыки, которые и в сер. 1970-х гг. являются ведущими проф. коллективами города. В совр. М. работают Симф. оркестр Испан. радио и телевидения (рук. И. Маркевич) и оркестр Мадридской филармонии (рук. О. Алонсо), оперные спектакли ставятся в театре «Сарсуэла», «Театро лирико», а также даются испан. труппой Ассоциации друзей оперы и др.; оперетты ставятся в небольших драм. театрах. Концерты из-за отсутствия спец. помещений проводятся в крупнейших кинотеатрах города. Среди муз. организаций совр. М. - Нац. ассоциация музыки, Ассоциация муз. культуры, конц. бюро «Даниель де Кесада» и «Витериа»; имеются муз. б-ки и муз. отделы в Национальных и Муниципальных б-ках. В М. проводятся музыкальные фестивали, выходит журн. «Informazion musical».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия