МЕЙСТЕРЗИНГЕР (нем. Meistersinger, букв. - мастер-певец, от Meister - мастер и Singer - певец) - нем. поэт-певец из цеховых ремесленников 14-16 вв. Назван так в отличие от миннезингера - представителя рыцарской лирики. М. объединялись в литературно-певч. общества (школы) наподобие ремесленных цехов. Творчество М. было регламентировано обширными сводами правил (т. н. табулатурами), которым М. должен был неуклонно следовать. Сама песня М. наз. Ваr или Gesetz и состояла из 2 строф (Stollen) и рефрена (Abgesang), мелодия наз. Тоn или Weise. Число «тонов» постоянно увеличивалось (мастером становился только тот, кто создавал новый «тон» и умел его безошибочно воспроизвести). Исполнение шло без муз. сопровождения. Со временем «тонов» образовалось неисчислимое количество; названия давались по имени автора и иногда были очень своеобразными -»серебряный тон Ганса Сакса», «ткацко-чесальный тон Амвросия Мецгера», «чёрно-чернильный тон» и др. В 14-15 вв. песни создавались только на религ. темы. В 16 в. в связи с общим подъёмом гор. культуры содержание поэтич. произ. М. стало более разнообразным. С кон. 16 в. начинается упадок творчества М. Стихотворные произв. М. сохранились в большом количестве, но в основном без «тонов», которые обычно записывались отдельно. Для записи мелодий М. пользовались мензуральной нотацией и, вероятно, старались передавать друг другу мелодии старых мастеров. Гл. центрами мейстерзанга в 14 в. были Майнц, Страсбург, Франкфурт-на-Майне, Вюрцбург, Цвиккау, в 15-16 вв. - Аугсбург и Нюрнберг (где в 16 в. было более 250 М.). Наибольшую известность приобрели М.: X. Фольц, Г. Сакс, Г. Фогель, А. Пушман. В опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1868) Вагнер прославил искусство М. и в то же время осмеял мещанский педантизм, характерный для корпораций М.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия