МОЛЧАНОВ Иван Евстратович (1809, Ярославская губ. - октябрь 1881, Петербург) - рус. нар. певец. Род. в крестьянской семье. В 1820-х гг. пел в разл. нар. хорах в Петербурге. В 1830-40-х гг. уже славился как собиратель, выдающийся знаток и исполнитель рус. нар. песни. Ряд его напевов нар. песен записали М. И. Глинка и В. Ф. Одоевский, высоко ценившие М. как носителя нац. нар.-песенной традиции. В конце 1850-х гг. М. организовал первый проф. концертный хор из певцов-крестьян, исполнявших песни в традициях рус. нар. подголосочной полифонии. С этим хором М. выступал на нар. гуляниях в Петербурге (на Царицыном лугу) и Москве (в Сокольниках, Марьиной роще и на Девичьем поле), а также совершал концертные поездки по провинциальным городам (Поволжье, Курск, Новочеркасск, Нижний Новгород). Автор песен, в т. ч. популярной патриотич. солдатской песни «Было дело под Полтавой», для напева которой использовал мелодию известного канта 18 в. «В один день очень рано». Из репертуара своего хора М. составил обширный песенник. В хоре М. воспитал ряд выдающихся нар. певцов (Е. Кольцов, А. Башмак, А. Граблев, В. Дурасов, К. Красовский, Ф. Павлов и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

МОЛЧАНОВ Кирилл Владимирович (р. 7 IX 1922, Москва) - советский композитор. Засл. деятель искусств РСФСР (1963). Чл. КПСС с 1945. Во время Великой Отечеств. войны был в рядах Сов. Армии, служил в красноармейском ансамбле песни и пляски Сибирского воен. округа. В 1949 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова. В 1973-1975 директор Большого театра. Оперный жанр занимает центр. место в творчестве М., большинство опер композитора посвящено совр. теме, в т. ч. событиям Октябрьской революции («Заря») и Великой Отечественной войны 1941-45 («Неизвестный солдат», «Русская женщина», «Зори здесь тихие»). В своих операх М. часто использует мелодику, интонационно связанную с рус. песенностью. Выступает и как либреттист собств. произв. («Ромео, Джульетта и тьма», «Неизвестный солдат», «Русская женщина», «Зори здесь тихие»). Популярность завоевали песни М. («Солдаты идут», «А я люблю женатого», «Сердце, молчи», «Помни» и др.). Автор рецензий и статей по вопросам муз. искусства.
Соч.: оперы - Каменный цветок (по мотивам уральских сказов П. П. Бажова, 1950, Моск. муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), Заря (по пьесе «Разлом» Лавренёва, 1956, там же), Улица дель Корно (1960, там же), Ромео, Джульетта и тьма (1963, Ленингр. Малый театр оперы и балета), Неизвестный солдат (Брестская крепость, 1967, Воронежский театр оперы и балета), Русская женщина (1969, там же), Зори здесь тихие (по повести Б. Л. Васильева, 1973, Кирг. театр оперы и балета); мьюзикл - Одиссей, Пенелопа и другие (по мотивам Гомера, 1970); вок. циклы - на стихи Л. Хьюза (1958), Из испанской поэзии (на стихи Ф. Гарсиа Лорки, 1963), Песни Хиросимы (на стихи совр. япон. поэтов, 1964), Чёрная шкатулка (для муж. голоса с фп. и чтеца, сл. Л. Ашкенази, 1967), Край ты мой заброшенный (на стихи С. А. Есенина, 1972), Любовь (на стихи Н. Хикмета, А. А. Вознесенского и др., 1972); романсы, песни; фп. цикл - Русские картины (1953); музыка к спектаклям драм. театров и кинофильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия