НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД, натуральный гармонический звукоряд, - ряд расположенных в восходящем порядке частичных тонов, т. е. осн. тона и обертонов, призвуков осн. тона, возникающих в связи с тем, что звучащее тело (струна, столб воздуха и т. п.) колеблется не только как целое, но и по частям (1/3, 1/3, 1/4 и т. д.). Обертоны не воспринимаются как самостоят. звуки; они звучат слитно с осн. тоном, причём зависящее от характера источника звука и пространства инструмента преобладание тех или иных обертонов обусловливает окраску, тембр звука. Соотношение частоты колебаний частичных тонов Н. з. выражается натуральным рядом чисел; для того чтобы эти числа соответствовали порядковому номеру обертонов, осн. тон Н. з. условно считается первым обертоном: Частичные тоны, заключённые в примере в скобки, в пределах своей зоны несколько разнятся по частоте колебаний от тех же звуков темперированного строя; звуки, отмеченные минусом, ниже, а плюсом - выше соответствующих звуков темперированного строя. Шесть нижних тонов Н. з. входят в состав мажорного трезвучия, определяя его акустич. консонантность. Это показывает, что закономерности сочетания звуков в гармонии заложены в самой природе образования звука; она служит физич. основой всех муз. систем. Духовые инструменты с помощью передувания, достигаемого изменением напряжения губных мышц и силы вдувания воздуха, без применения клапанов и др. приспособлений, меняющих длину воздушного столба, позволяют извлекать реальные звуки, образующие в совокупности подобие полного или неполного (в зависимости от размеров и конструкции инструмента) Н.э. - ряд их натуральных звуков. В. А. Вахромеев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия