ОБРАТИМЫЙ КОНТРАПУНКТ - полифонич. соединение мелодий, которое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. к.) или всех голосов (собственно О. к.), вид сложного контрапункта. Наиболее распространён О. к. с обращением всех голосов, где производное соединение подобно отражению первоначального в зеркале, т.н. зеркальный контрапункт. Он характеризуется равенством интервалов первоначального и производного соединения (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», т. 1, фуга G-dur, такты 5-7 и 24-26; «Искусство фуги», No 12). Более сложен неполный О. к.: интервалы первоначального соединения изменяются в производном без видимой закономерности. Часто О. к. и неполный О. к. сочетаются с вертикально-подвижным контрапунктом (вертикально-обратимый: Д. Д. Шостакович, фуга Е-dur, такты 4-6 и 24-26; В. А. Моцарт, Квинтет c-moll, трио из менуэта), горизонтально- и вдвойне-подвижным контрапунктом (неполный вертикально-горизонтальный обратимый: И. С. Бах, двухголосная инвенция g-moll, такты 1-2 и 3-4), контрапунктом, допускающим удвоения (неполный обратимый с удвоениями: И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», т. 2, фуга b-moll, такты 27-31 и 96-100); в О. к. применяется также возвратное движение (зеркально-ракоходный: П. Хиндемит, «Ludus tonalis», прелюдия и постлюдия) и др. О. к. радикально меняет облик первоначального соединения: в производных соединениях возникает фактически новый мелодич. рисунок, часто изменяется интервальное соотношение голосов. Техника О. к. широко применяется композиторами 20 в. (А. Шёнберг, Хиндемит, Р. К. Щедрин и др.), нередко в сочетании с малоупотребительными ранее контрапунктич. формами (возвратное движение).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия