«ОПЕРА КОМИК», Театр комической оперы («Theatre de l`Opera-Comique»), - французский музыкальный театр. Осн. в 1715 в Париже на Сен-Жерменской ярмарке как временный театр (здесь впервые давались драматич. представления с муз. номерами), в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с театром «Комеди Итальенн»; с 1783 назывался театр «Фавар». В 1801, объединившись с театром «Фейдо», получил наименование «О. к.». С 1806 театр стал государственным. Совр. здание построено в 1898 (арх. Л. С. Бернье). На сцене театра шли фарсы, комедии, водевили, пьесы с музыкой, комические оперы. В период Великой франц. революции в репертуаре были «оперы спасения» Л. Керубини, Э. Мегюля, Н. Далейрака, А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидора. В 19 в. театр стал крупным центром нац. оперного искусства. В 1-й трети 19 в. ставились произв. А. Буальдьё («Жан Парижский», 1812; «Белая дама», 1825), Ф. Обера («Фра-Дьяволо», 1830), Ф. Герольда («Цампа, или Мраморная невеста», 1831) и др.; в 1846 состоялось исполнение драматич. легенды Г.Берлиоза «Осуждение Фауста». Событием в истории театра явилась первая пост. оперы Ж. Бизе «Кармен» (1875). В «О. к.» обрели сце-нич. жизнь оперные произв. мн. французский композиторов, в т. ч. «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1881), «Лакме» (1883); «Манон» Массне (1884), «Король из города Ис» Лало (1888), «Луиза» Шарпантье (1900). С нач. 20 в. осуществляются балетные пост. В 1902 театр пост. оперу К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», означавшую новый этап в истории франц. оперы. В 1-й четв. 20 в. ставятся произв. П. Дюка, М. Равеля, Г. Форе, Р. Штрауса, в 30-40-е гг. репертуар пополняется соч. Дж. Пуч-чини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя и др. В разное время в театре выступали: певцы - Ж. Феральди, Ф. Хелди, Ж. Рогачевский, Р. Бурден, Ж. Мишо, Н. Валлен и др.; дирижёры - А. Буссер, Р. Дезормьер и др. После 2-й мировой войны 1939-45 театр показал оперы: «Похождения повесы» Стравинского (1953), «Человеческий голос» Пуленка (1959), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1959), «Ночной полёт» Даллапикколы (1960), «Долорес» Жоливе (1961), «Принцесса Полина» Томази (1962), «Последний дикарь» Менотти (1963), «Огненный ангел» Прокофьева (1964), «Катя Кабанова» Яначека (1967), «Поругание Лукреции» Бриттена (1971). Т-р уделяет большое внимание зап.-европ. классике, в 50-70-е гг. ставились: «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы»; «Мирейль» Гуно, «Лакме», «Миньон», «Вертер»; «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Севильский цирюльник»; «Девушка с Запада» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини. В 60-70-е гг. на сцене «О. к.» выступали: известные франц. певцы- М. Меспле, Ж. -Барбье, А. Ланс, С. Саррока, Ж. Пи, А. Ванцо, M. Py, P. Сойер, M. Сенешаль, Э. Манше, К. Депра и др.; дирижёры - X. Эчеверри, П. Этуэн, Ж. Себастьян, М. Розенталь, Ж. Периссон, А. Вольф, П. Дерво и др. В связи с острым финансовым дефицитом решением Мин-ва культуры Франции театр «О. к.» был закрыт 1 апр. 1972 и с 1973 функционирует как Парижская оперная студия (Opera studio de Paris). Здесь работают молодые певцы, дирижёры, режиссёры, ставятся экспериментальные спектакли (соч. совр. композиторов).

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ОПЕРА КОМИК (франц. opera comique - комич. опера) - французская разновидность комической оперы, сложившаяся в сер. 18 в. Господствовавшие на франц. сцене «большие» героико-мифологич. оперы Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо к тому времени перестали соответствовать вкусам и требованиям новой, более демократич. бурж. аудитории. Из «больших» опер был изгнан комедийный элемент, получавший муз. воплощение лишь в рамках драм. спектаклей гл. обр. театра «Комеди Итальенн» и особенно ярмарочных театров Парижа. Ярмарочные спектакли, остросатирич. по направленности, высмеивающие нравы «высших» слоёв общества, а также зависимое от вкусов аристократии искусство привилегированных театров (в частности, «Корол. академии музыки»), преследовались правящими кругами. Термин «комич. опера» утвердился в ярмарочном театре в связи с пародиями на большую оперу (1715). Первоначально осн. авторами комич. опер были драматурги А. Р. Лесаж, Дорневаль, А. Пирон, Ш. С. Фавар, с которыми сотрудничали комп. К. Жилье, Ж. Муре, П. Ф. Л'Аббе и др. В 40-х гг. 18 в. в пьесах Фавара смягчился фарсово-сатирич. элемент, появились «благородная чувствительность», «пейзанская» тематика, одноврем. он стал шире и гибче использовать бытующие водевильные напевы. Формированию жанра О. к. способствовала пост. в 1752 в Париже оперы-буффа «Служанка-госпожа» Перголези, встретившей горячую поддержку со стороны крупнейших деятелей франц. Просвещения (см. «Война буффонов»). Важную роль в утверждении нового типа муз. спектакля сыграла радикально-демократизированная (легендарных героев сменили простые люди с их повседневными интересами) пастораль Ж. Ж. Руссо «Деревенский колдун» (1752), написанная в форме итал. буффонной интермедии с речитативами. С этого времени началось развитие франц. комич. оперы как собственно муз.-театр. жанра, авторская гегемония перешла к композитору. С кон. 1750-х гг. в Париже работал итал. комп. Э. Р. Дуни, написавший ряд произв. в жанре О. к. (оперы «Два охотника и молочница», 1763; «Жнецы», 1768, и др.). В отличие от итал. оперы-буффа, в О. к. утвердилось чередование муз. номеров с разговорными диалогами, она приобрела большую социальную заострённость и разнохарактерность тематики (от бытового реализма до сказочной феерии и экзотики). В 60-х гг. 18 в. О. к. сблизилась с бурж. сентиментальной «серьёзной комедией». Это стимулировало муз.-драматургич. усложнение партитур, связанное с общими достижениями классич. симфонизма, особенно у Ф. А. Филидора («Том Джонс», 1765), П. А. Монсиньи («Дезертир», 1769), А. Э. М. Гретри («Люсиль», 1769) и др. Эти композиторы в сотрудничестве с либреттистами Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и особенно М. Ж. Седеном создали яркие образцы нац. комич. оперы. В 70-80-х гг. Гретри значительно раздвинул образно-художественную сферу О. к., внёс в неё черты лирич. поэтизации и предромантич. колористичности (историко-легендарная опера «Ричард Львиное сердце», 1784, и др.). Отсюда (а также от реформированной К. В. Глюком лирической трагедии) пролегли пути к «опере спасения». На рубеже 18-19 вв. значит. успех имели произв. А. Н. Дезеда, Н. Далейрака, Э. Мегюля. В 1-й пол. 19 в. выделялись комич. оперы А. Буальдьё («Белая дама», 1825), Ф. Герольда («Цампа», 1831), Н. Изуара, А. Адана и особенно Ф. Обера (яркий образец жанра О. к.-»Фра-Дьяволо», 1830), которым свойственны черты романтизма. В дальнейшем за О. к. сохранились лишь внешние, формальные черты этого жанра (использование разговорных диалогов). В рамках О. к. была создана трагедийная опера «Кармен» Бизе (1875). С О. к. генетически связаны лирическая опера и оперетта, ответвившиеся от неё в сер. 19 в.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия