ПОЛОВИНКИН Леонид Алексеевич [1(13) VIII 1894, Курган - 8 II 1949, Москва] - советский композитор и дирижёр. В детстве обучался игре на фп. и скрипке. В 1918 окончил юридич. ф-т Моск. университета, в 1924 - Моск. консерваторию по классу композиции у С. Н. Василенко; учился также по классу фп. у Л. Э. Конюса; изучал анализ форм у Г. Л. Катуара, гармонию - у В. А. Золотарёва, фугу - у Р. М. Глиэра, дирижирование - у Н. А. Малько. С 1918 выступал как пианист. С 1924 секретарь Ассоциации совр. музыки. Работал в театрах Ленинграда (в частности, зав. муз. частью Ленингр. гос. академич. театра драмы им. А. С. Пушкина). С 1926 зав. муз. частью и дирижёр Моск. театра для детей. В этом театре было поставлено 12 спектаклей с музыкой П., среди которых - балет «Негритёнок и обезьяна» (1927, либр. и пост. Н. И. Сац; в 1973 возобновлён на сцене Моск. детского муз. театра). Муз. стиль П., особенно в раннем и среднем периоде творчества, отличается смелостью исканий, остроумными гармонич. и орк. комбинациями, но порой экстравагантен и надуман. В музыке П. (особенно театральной) много ярко характерного, красочно выпуклого. Вместе с Л. А. Мазелем и Д. Б. Кабалевским подготовил к изданию работу Г. Л. Катуара «Музыкальная форма» (1-я часть - «Метрика», изд. 1934). С 1924 преподавал в Моск. муз. техникуме им. Скрябина (курс анализа форм), в 1926-32 - в Моск. консерватории (спец. инструментовка).
Соч.: детские оперы - Чурило Пленкович (1923-1924, не оконч.), Ирландский герой (по пьесе «Удалой молодец, гордость Запада» Д. Синга, 1933), Сказка о рыбаке и рыбке (по А. С. Пушкину, 1935, Моск. театр для детей); балеты - Негритёнок Сэби (совм. с Л. К. Книппером и Л. М. Соковниным, 1929, Москва), Я - мало, мы - сила (1931), Цыганка (1933); оперетты - Сирокко (1928, Москва, Камерный театр), Даже в трикотаже (1931, Моск. театр оперетты); для орк. - 9 симфоний (1929; 1931, 2-я ред. 1939; Романтическая, 1932; Красноармейская, 1933; 1940; 1942; 7-я и 8-я - 1943; 1944), сюиты Танцы загадок (1926), Про Дзюбу (1929), Танцы передвижений (1930), Я - мало, мы - сила (1931), Золотой ключик (1931), Танцевальная (1943), Телескопы (1-я - 1926, 2-я - 1928, 3-я - 1928, 4-я - 1935); конц. вальсы (1928, 1932), увертюры (Первомайская, 1930; Героическая, 1942; Русская хороводная, 1943; 1946); концерт для фп. с орк. (1933); камерно-инстр. ансамбли - фп. и струн. трио (1936 и 1944), 4 струн. квартета (1944, 1945; 3-й и 4-й - 1946); для фп. - 5 сонат, сюита Магниты (1933), сюита (1947), 24 постлюдии, цикл Происшествие, пьесы Электрификат, Неотвязное и др.; для голоса с фп. - романсы, песни; музыка для драм. театра и кино.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия