ПРЕДЪЁМ (итал. anticipazione, франц. и англ. anticipation, нем. Antizipation, Vorausnahme) - неаккордовый звук (обычно короткий, на последней лёгкой доле), заимствуемый из следующего далее аккорда (в этом отношении П. как бы зеркально противоположен приготовленному задержанию, заимствуемому из предыдущего аккорда). Сокр. обозначение в нотном примере - им. П. может быть понят как опережающее разрешение (переход) одного из звуков в соответствующий звук будущего аккорда (поэтому о «разрешении» П. не говорят). П. обычно одноголосен, но может быть и многоголосным (двойной, тройной П.), даже во всех голосах одновременно (аккордовый П.; при нём нет одноврем. звучания аккордовых и неаккордовых звуков). Особую разновидность составляет скачковый П.; многие камбиаты (т.н. «фуксова камбиата») скорее являются скачковыми П. Предформы встречаются в ср.-век. монодии (см. начало секвенции «Sanctus Spiritus» в статье Ноткер), а также в старинной полифонии, однако незрелость аккордово-гармонич. письма и трудность нотации не позволяют говорить о П. как о совершенно сформировавшемся явлении до эпохи Возрождения (см. Г. де Машо, 14-я баллада «Je ne cuit pas» - «Нет того, кому Амур уделил бы столько благ», такты 1-2; также заключит. каданс в 8-й балладе «De desconfort»). В эпоху Жоскена Депре П. в основном сложился. С 16 в. П. применяется как нечастый, но уже вполне откристаллизовавшийся приём полифонич. мелодики (у Палестрины). С 17 в. (особенно со 2-й пол.) П. приобретает новое качество контраста не только контрапунктирующему голосу, но и целому аккорду (совр. понятие П.). В 20 в. П. нередко применяется подобно побочному тону для усложнения гармония, вертикали (С. С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта», «Монтекки и Капулетти», заключит. каданс). Теоретически явление П. специально освещено у Кр. Бернхарда (ученика Г. Шюца; сер. 17 в.). В главе 23 («Von der Anticipatione Notae») его соч. «Tractatus compositionis augmentatus» П. (под назв. «антиципации») рассматривается как «фигура», украшающая мелодию: В трактате «Von der Singeunst oder Manier» Бернхард различает «предъём ноты» (Anticipatione della nota; см. пример выше) и «предъём слога» (Anticipatione della sillaba; см. пример ниже). И. Г. Вальтер (нач. 18 в.) также рассматривает П. среди «фигур». Приводим образец «предъёма слога» из его книги «Praecepta…» (слово «Psallam» во 2-й половине 1-го такта повторяется): С развитием нового учения о гармонии (с 18 в.) П. вошёл в группу неаккордовых звуков. Лит. см. при ст. Неаккордовые звуки. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия