ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Александр Васильевич [23 VIII (5 IX) 1890, Калуга - 3 VIII 1963, Москва] - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1938). В 1910 окончил Моск. синодальное уч-ще, в 1914 - Моск. консерваторию по классу пения у У. А. Мазетти. Солист оперы Моск. нар. дома. С 1919 хормейстер Малой оперы, передвижной оперы «Наш театр» в Москве и др. С 1932 хормейстер Большого театра, с 1936 гл. хормейстер объединённого театра Казах. и Рус. оперы (ныне Казах. театр оперы и балета), в 1939-1948 - Свердловского театра оперы и балета. Принимал участие в пост. опер «Иван Сусанин» (1939); «Опричник» Чайковского (1940), «Гроза» Трамбицкого (1943), «Емельян Пугачёв» Коваля (1943), «Отелло» (1945; Гос. пр. СССР, 1946) и др. Худ. рук. Респ. рус. хор. капеллы (1951-52). С 1942 преподавал в Свердловской (в 1944-51 зав. кафедрой хор. дирижирования и педагогики; с 1947 профессор, в 1949-50 ректор), в 1951-63 - в Московской консерваториях.
Соч.: А. Д. Кастальский (материалы к биографии), в сб.: Кастальский А. Д., Статьи, воспоминания, материалы, М., 1960, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Антонин Викторович [16 (28) II 1870, Сызрань - 17 II 1929, Ленинград] - советский музыковед. В 1889 окончил Екатеринославскую, в 1894- Казанскую духовные академии. Преподавал рус. яз. и литературу в средних уч. заведениях Таганрога и Бахмута. С 1898 работал в Моск. Синодальном уч-ще, с 1902- в петерб. Придв. певч. капелле (преподаватель, библиотекарь, затем пом. директора капеллы). С 1920 одноврем. был профессором Российского института истории искусств (по специальности рус. медиевистики, позднее - действит. чл. института), с 1920 - Ленингр. консерватории. П. - один из виднейших исследователей старинной рус. музыки и др.-рус. певч. искусства, др.-рус. нотного письма. Им написаны статьи о рус. церк. музыке для рус. издания «Музыкального словаря» X. Римана (пер. и доп. под ред. Ю. Д. Энгеля, М., 1901-04).
Соч.: Словарь русского церковного пения, М., 1896; По церковному пению. Указатель книг, брошюр, журнальных статей и рукописей, Екатеринослав, 1897, М., 1900; Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII века, СПБ, 1904; Алексей Фёдорович Львов. Его жизнь и деятельность, СПБ, 1908; О сходстве русского музыкального письма с греческим в певчих рукописях XI-XII вв., «РМГ», 1909, No 8, 10, то же, СПБ, 1909; Краткий очерк истории церковного пения в России, «РМГ», 1907, No 1, СПБ, 1910; Протоирей П. И. Турчанинов, СПБ, 1910; С. В. Смоленский в его историко-археологических работах по церковному пению, «Хоровое и регентское дело», 1912, No 7-8; Из первых лет партесного пения в Москве, «Музыкальный современник», 1915, No 3; «Латинская ересь» в русском пении XVII в., в сб.: Орфей, кн. 1, П., 1922; Культовая музыка в России, Л., 1924; Греко-русские певческие параллели XII-XIII в., в сб.: De Musica, вып. 2, Л., 1926; Русская музыкальная азбука XVII в., там же, вып. 3, Л., 1927, и др. И. М. Ямпольский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Николай Алексеевич [25 X (6 XI) 1854, Петербург - 31 V(13 VI) 1910, Карлсбад, под Ригой] - русский певец (драм. тенор). Окончил духовную семинарию. Учился в Петерб. консерватории у Дж. Кореи, затем в Болонье у А. Бузи. Одноврем. с занятиями в консерватории пел в хоре Мариинского театра. В 1886-88 выступал в оперных театрах Болоньи, Милана, Флоренции, Триеста, Мадрида под фам. Карбони. В 1888-93 солист Большого театра. Дебютировал в партиях Фауста (на итал. яз.) и Собинина. С 1893 пел в Киеве, Казани и др. городах. Последние годы жизни провёл в Риге, давал уроки пения. Обладал сильным, красивым, с металлич. оттенком драм. тенором большого диапазона, в совершенстве владел искусством бельканто, пел преим. партии героич. плана. Его исп. отличалось экспрессивностью. Был кумиром учащейся молодёжи Москвы. Среди партий- Манрико, Отелло; Ричард («Бал-маскарад»), Иоанн Лейденский, Васко да Гама, Рауль, Роберт («Пророк», «Африканка», «Гугеноты», «Роберт-Дьявол» Мейербера), Лоэнгрин и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия