РУБИНШТЕЙН (Rubinstein) Артур (р. 28 I 1886, или 1887, или 1889, Лодзь) - польский пианист. Учился игре на фп. у А. Ружицкого в Варшаве, где выступил в концерте в 6-летнем возрасте, продолжал муз. образование в Берлине под рук. Г. Барта и Р. М. Брейтхаупта (фп.), Р. Кана и М. Бруха (композиция). Дебютировал в Берлине в 1898 (с Берлинским симф. оркестром под упр. И. Иоахима), концертировал в Дрездене, Гамбурге и Варшаве. Брал уроки у И. Падеревского в г. Морж (Швейцария). Пр. на Междунар. конкурсе пианистов и композиторов в Петербурге (1910). Гастролировал во Франции (с 1905), Великобритании (с 1906), США (с 1906), России (1910, 1911, 1912), Испании (с 1916), позднее - в странах разных континентов, в т. ч. в Африке, на острове Ява, на Филиппинских островах, в Юж. Америке (жил в Бразилии). В СССР выступал в 1932, 1935 и 1964. В 1939 поселился в США, в 1946 принял амер. подданство, с 1954 живёт во Франции. Много выступал как ансамблист в трио и дуэтах со скрипачами Я. Хейфецем и Г. Шерингом, виолончелистами Г. П. Пятигорским и Э. Фёйерманом. В своей игре Р. сочетает ярко выраженные романтич. черты - поэтичность, пылкость, приподнятость, богатство звуковой палитры с виртуозным блеском и элегантностью. Этим чертам исполнит. стиля соответствует его репертуар, в основе которого - соч. Ф. Шопена (имеются грамзаписи исп. многих его фп. соч.), Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса (считается одним из лучших его исполнителей) и К. Шимановского (был его другом); значит. место в его программах занимают произведения И. Альбениса, Э. Гранадоса, М. де Фальи, Э. Вила Лобоса, музыку которых изучал в Испании и Бразилии. Р. - автор фп. пьес и камерно-инстр. соч. Написал автобиографию и предисловие к кн. К. Вержинского «Жизнь и смерть Шопена» («The life and death of Chopin», L., 1951; франц. изд., Р., 1952). Создал фонд Ф. Шопена в помощь артистам и музыкантам, пострадавшим от войны. Лит. соч.: My young years, N. Y., 1973.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич [16 (28) XI 1829, дер. Выхватинцы, ныне Рыбницкого р-на Молд. ССР - 8 (20) XI 1894, Петергоф, близ Петербурга] - рус. пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Род. в небогатой евр. семье. Фп. игре обучался сначала у матери, затем у А. И. Виллуана. Мальчиком совершил триумфальное конц. турне по городам Европы (1840-1843). В 1844-48 находился за границей (гл. обр. в Берлине, Вене). Занимался у З. Дена (муз.-теоретич. предметы), общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим влияние на формирование творчества молодого Р. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижёр (в основном с собств. соч.). В 1850 написал первую оперу - «Куликовская битва» («Дмитрий Донской»), не имевшую успеха при пост., в 1851 - 2-ю симфонию («Океан»). В 1854-58 концертировал за границей, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С этого времени началась его широкая конц. деятельность. Значит. роль в развитии Р. сыграло общение его с Ф. Листом. За рубежом были окончены и исполнены оратория «Потерянный рай» (1856), вок. цикл «Персидские песни» (1854). Вернувшись в Петербург (1858), Р. обратился к широкой муз.-обществ. деятельности. По инициативе и под рук. Р. были организованы Певч. академия (1858), Русское музыкальное общество (РМО, 1859, дирижировал его симф. концертами) и первая в России консерватория - Петербургская (1862, до 1867 - её профессор и директор). Эта работа осложнялась столкновениями с придв. кругами, а также острой борьбой с А. Н. Серовым, В. В. Стасовым и членами «Могучей кучки» по вопросу о роли нац. начала и значения проф. муз. образования в развитии рус. муз. искусства («кучкисты», опасаясь академизма консерватории, недооценивали, однако, важности подготовки в широких масштабах рус. музыкантов-профессионалов). В эти годы значительно сократились выступления Р.-пианиста, но интенсивной оставалась композиторская деятельность: написал оперу «Фераморс» (1862), 4-й концерт для фп. с оркестром (1864). В 1867 из-за конфликта с сановными кругами Р. ушёл из консерватории и Рус. муз. общества. В кон. 60-х гг. он на нек-рое время сблизился с композиторами «Новой русской музыкальной школы». Возобновилась его интенсивная пианистич. деятельность. Среди произв. этих лет - лучшая опера Р. «Демон» (1871, была запрещена театр. цензурой, затем пост. с большим успехом - 1875, Петербург; 1879, Москва). В 70-х - нач. 80-х гг. Р. вёл жизнь странствующего виртуоза. Был худ. рук. и гл. дирижёром Об-ва друзей музыки в Вене (1871-72), совершил с большим успехом конц. поездку по городам США (1872-73). Наряду с концертами он много сочинял (опера «Маккавеи», 1874), выступил с проектом создания «т-ра духовной оперы» для пост. опер на библейские и евангельские тексты. Кульминацией его пианистич. деятельности были грандиозные по масштабам Историч. концерты (1885-86, в крупнейших городах Европы), в которых он дал картину эволюции фп. музыки (от её истоков до произв. совр. русский композиторов). В 1887 возобновилась активная муз.-обществ. деятельность Р. Он вновь возглавил Петерб. консерваторию, вёл класс фп., прочёл (дважды) курс лекций-концертов по истории фп. музыки, вызвавший огромный интерес у рус. музыкантов, дирижировал концертами РМО, выступил с проектом организации в стране всеобщего муз. воспитания, настаивал на открытии гос. консерваторий, добился нового помещения для Петерб. консерватории (в нём поныне находится Ленингр. консерватория). Вторичный уход из консерватории (1891) был вызван травлей, которой подверглась деятельность Р. со стороны реакц. прессы, и гл. обр. осознанием невозможности осуществления широких муз.-просветит. планов в условиях царской России. Последние годы жизни Р. провёл преимущественно в Дрездене; изредка выезжал в др. города на благотворительные концерты, занимался лит. и композиторской работой, фп. педагогикой (здесь у него учился И. Гофман). Р. - величайший пианист 2-й пол. 19 в. (подобно Листу, занимавшему такое же положение в 1-й пол. 19 в.). Черты сложной, противоречивой, но правдивой и искренней личности Р. с наибольшей силой проявились в его дерзновенном, нередко ломавшем традиц. каноны пианистич. искусстве. Характерный для Р. мужественный героико-лирич. исполнительский стиль в поздние годы приобрёл ещё большую драм. напряжённость. В обширнейшем репертуаре Р. осн. место занимали соч. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана. Оставаясь верным идее интерпретируемых произв., глубоко проникая в авторский замысел, он в то же время смело и свободно создавал свои исполнительские образы, утверждая право артиста на творч. независимость. Одна из характерных черт его игры - вдохновенная импровизационность: осн. концепция обычно сохранялась, но при каждом исполнении она обогащалась неожиданными находками. Ради цельности муз. картины Р. порой жертвовал деталями. Многообразная техника пианиста была настолько подчинена его мысли и эмоции, что оставались неприметными ни её полнейшее совершенство (в молодые годы), ни отд. погрешности (в последний период жизни). Одной из примечательных сторон его искусства было мастерство владения колоритом и динамикой. Огромной силой воздействия обладало мелодич. интонирование Р. Оно сложилось под влиянием пения Дж. Б. Рубини (слышал его в детстве) и искусства О. А. Петрова (аккомпанировал певцу в 50-е гг.). Игра Р. отличалась образной силой, крупным штрихом; агогическими, артикуля- ционными и динамическими вариантами при исп. повторяющихся муз. построений. Под влиянием пианистич. искусства Р. сформировалось неск. поколений рус. и заруб. исполнителей. Пианизму Р. был родствен его дирижёрский стиль. И как дирижёр он проявлял особое внимание к мелосу; предпочитал «широкие мазки» в интерпретации произв., больше заботясь о раскрытии гл. идеи, чем об отделке деталей. Плодовитый композитор, Р. обращался к разл. муз. жанрам - к опере, оратории, симфонии, концерту, романсу, сольной и ансамблевой инстр. пьесе. Он широко опирался на интонации рус. гор. фольклора, вместе с тем использовал устоявшиеся формы заруб. музыки. Муз. наследие Р. противоречиво: талантливое соседствует с тривиальным, индивидуальное и своеобразное - с эклектическим. Б. В. Асафьев отмечал несоответствие «бурного темперамента, требовавшего широких форм для своего высказывания, с отсутствием способности к обдуманному развитию материала». И вместе с тем историч. значение даже тех произв., которые не выдержали испытания временем, велико: композитор нередко прокладывал пути, по которым шли музыканты, поднявшиеся в своём творчестве значительно выше Р. А. Г. Рубинштейн. 4-й концерт для фортепьяно с оркестром. Страница партитуры. Автограф. Одно из высоких художеств. достижений Р. - лирич. опера «Демон». Она отмечена тонкой обрисовкой действующих лиц, явившихся предшественниками героев опер П. И. Чайковского. Своеобразен ориентальный стиль этой оперы с характерным сопоставлением мужеств., динамичных и проникновенно-лирич. эпизодов. Выделяется также большая героич. опера «Маккавеи», с её резкими драматургич. контрастами. Ранние симфонии Р. сыграли значит. историч. роль: они помогли освоению в России формы классич. симф. цикла и продемонстрировали приёмы разработки тематич. материала, основанного на интонациях рус. бытового романса. В 70-е гг. Чайковский, как отметил Асафьев, «…быстро обгоняет учителя, сразу постигая не только формальную сторону симфонической культуры, а охват ею динамики жизнеощущений - симфонизм». Лучший из пяти концертов для фп. с оркестром Р. - 4-й, отличающийся цельностью, напряжённостью развития. Его идейно-эмоцион. строй, характер фп. изложения и виртуозный стиль оказали влияние на дальнейшее развитие конц. жанра в России. В обширном фп. наследии Р. - пьесы песенного характера и небольшие танцы (от них нити преемственности ведут к фп. миниатюрам Чайковского), виртуозные этюды и вариации (отсюда - путь к С. В. Рахманинову), жанровые сценки в рус. духе, полифонич. сочинения. В муз. наследии Р. существенное место занимает вок. лирика. Его песни и романсы (особенно на тексты отечеств. поэтов) тесно связаны с творчеством М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и авторов рус. бытового романса. Продолжением традиций рус. муз. культуры было и муз. воплощение поэтич. образов Востока в «Персидских песнях», вершине вок. творчества Р. Среди лит. работ Р. (написаны в последний период жизни) - кн. «Музыка и её представители» (1891), содержащая антигансликианские муз.-эстетич. положения. В ней, несмотря на расплывчатость многих формулировок, Р. подымается до понимания роли конкретной историч. обстановки в творчестве композитора и исполнителя. Р. откровенно изложил своё мировоззрение в книге-дневнике «Короб мыслей» (не предназначалась к изданию при жизни Р.; опубл. с грубыми искажениями и купюрами под назв. «Мысли и афоризмы», 1904, и «Политика и религия», 1906). В рассуждениях Р., нередко противоречивых и изменчивых, обращают на себя внимание острая ненависть к самодержавию, критика буржуазного обществ. строя и мысли о грядущей революции в России. По инициативе Р. был осн. Междунар. конкурс пианистов и композиторов (1890, в Петербурге; проводился каждые 5 лет, до 1910 - в Берлине, Париже, Петербурге). Основные даты жизни и деятельности 1829.- 16 XI. В дер. Выхватинцы в семье мелкого земельного арендатора Григория Романовича Р. род. сын Антон. 1831 (или 1832).- Переезд семьи в Москву. 1835.- Начало обучения фп. игре под рук. матери. 1837.- Занятия музыкой с А. И. Виллуаном. 1839.- 11 VII. Первый публичный концерт (Москва). 1840-43.- Конц. турне по крупнейшим городам Зап. Европы. 1843.- Возвращение в Россию.- Концерты в Петербурге и Москве.- Публикация первых детских муз. соч. 1844-46.- Поездка с матерью и братом Николаем Р. за границу.- Занятия по муз. теоретич. предметам у З. Дена (Берлин). 1846.- Переезд в Вену. 1847.- Смерть отца Р.- Концерты в Австрии.- Переезд в Берлин. 1848.- Осень. Возвращение в Россию. 1848-54.- Жизнь в Петербурге.- Знакомство с В. Ф. Одоевским, Матв. Ю. Виельгорским, М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, виолончелистом К. Б. Шубертом.- Встречи с рус. революционером М. В. Буташевич-Петрашевским. 1850.- 8 I. Первое выступление как дирижёра (в Университетских концертах).- IV-VI. Концерты в Москве, Харькове, Одессе. 1852.- Приглашение на должность аккомпаниатора при дворе великой княгини Елены Павловны.- Разработка проекта Муз. академии в Петербурге (не принят).- Работа над оперой «Стенька Разин» (не окончена, не опубл.). 1854.- 30 IV. Отъезд за границу.- Жизнь в Веймаре. Встречи с Ф. Листом.- 9 XI. Постановка в оперном театре в Веймаре под упр. Листа оперы Р. «Сибирские охотники».- 14 XII. Выступление Р. в зале Гевандхауз (Лейпциг), положившее начало триумфальному конц. турне по городам Зап. Европы. 1855.- I-III. Концерты в Берлине, Вене, Мюнхене.-V. Публикация в венском журн. «Blatter für Musik, Theater und Кunst» статьи Р. «Русские композиторы» («Die Componisten Russland's»), вызвавшей резкие возражения со стороны рус. музыкантов, в т. ч. Глинки.- IX-XII. Концерты в Лейпциге и Гамбурге. 1856.- I-V. Конц. турне по городам Германии. 1857.- III-XII. Концерты в Ницце, Париже, Лондоне, Лейпциге, Вене. 1858.- I-VI. Концерты в Пеште, Праге, Париже и Лондоне.- 2 III. Первое исп. в Веймаре оратории «Потерянный рай» (под упр. Листа).- Лето. Возвращение в Россию.- IX. Субботние муз. вечера на квартире Р. (затем в зале Бернардаки), положившие начало его широкой муз.-просветит. деятельности.- XI. Создание под рук. Р. Певч. академии. 1859.- 27 I. Создание по инициативе Р. Русского музыкального общества (РМО; Р.- в числе его первых директоров).- V-VI. Концерты в Лондоне (в дни «Генделевского фестиваля»).- VII-VIII. Концерты в Баден-Бадене.- 23 XI. Первый симф. концерт РМО под упр R. 1860.- III. Открытие по инициативе Р. муз. классов при РМО.- III-V. Выступления в Москве, Риге, Кенигсберге.- Концерт в Вене (в связи с 50-летием со дня рождения Р. Шумана).- Письмо Р. министру нар. просвещения с проектом организации Муз. школы (консерватории). 1861.- I. Статья Р. «О музыке в России» (журн. «Век», M I), призывавшая к открытию в России проф. муз. уч. заведений.- IX. Концерты в Берлине. 1862.- 8 IX. Торжеств. открытие Петерб. консерватории. 1862-67.- Интенсивная деятельность Р. в качестве директора и профессора консерватории. Рук. хором, оркестром, классами фп., ансамбля, инструментовки (среди его учеников - П. И. Чайковский).- Дирижирование всеми симф. собраниями РМО в Петербурге.- Выступления в качестве пианиста, гл. обр. в Петербурге и Москве.- Ежегодные летние поездки за границу.- Дружеское общение с деятелями искусства - И. С. Тургеневым, П. Виардо, Г. Берлиозом, К. Шуман, Н. Гаде, Г. Доре и др. 1864.- 29 X. Первое исп. в Петербурге 4-го концерта для фп. с оркестром (солист - автор). 1865.- 12 VII. Женитьба в Баден-Бадене на В. А. Чекуановой. 1867.- VI-VII. Концерты в Лондоне.- IX. Уход из Петерб. консерватории и РМО. 1867-70.- Интенсивная пианистич. деятельность.- Восторженный приём публикой Р.-пианиста в России и за рубежом (в отличие от предыдущих лет, в программах концертов наряду с собственными многочисл. произв. др. авторов). 1869.- 2 X. Первое исп. муз.-характеристич. картины «Иван Грозный» под упр. М. А. Балакирева в концерте Бесплатной муз. школы. 1870.- Осень. Концерты в Одессе, Харькове, Риге, Ревеле (ныне Таллин) и др. городах России. 1871.- I-III. Концерты в Петербурге и Москве.- 15 IX. Показ «кучкистам» в доме Д. В. Стасова оперы «Демон».- Осень. Запрещение «Демона» театр. цензурным комитетом.- 16 IX. Отъезд Р. в Вену. 1871. Х - 1872. IV.- Деятельность в качестве «артистического директора» (гл. дирижёра и худ. рук.) Об-ва друзей музыки в Вене.- Выступления в камерных ансамблях, сольные концерты. 1872.- V. Участие в «Нижнерейнском муз. празднестве» в Дюссельдорфе (дирижировал концертами).- IX- 1873.V.- Конц. турне с Г. Венявским по городам США (в т. ч. 7 Историч. концертов в Нью-Йорке). 1873. XI - 1874. I.- Концерты в Италии. 1874-81.- Выступления в России, Германии, Франции и др. европ. странах в качестве пианиста, а также дирижёра своих симф. произв. и опер. 1875.- 11 I. Первое исп. в симф. собрании РМО 4-й симфонии под упр. автора.- 13 I. Премьера оперы «Демон» в Мариинском театре (Петербург). 1877.- 22 I. Первый спектакль оперы «Маккавеи» в Мариинском театре (под упр. автора). 1880.- 22 и 25 II. Первые спектакли оперы «Купец Калашников» в Мариинском театре (под упр. автора).- II (конец). Запрещение этой оперы министерством двора.- 2 X. Первое исп. в симф. собрании РМО 5-й симфонии (под упр. автора). 1881.- I-III. Конц. турне по городам Испании и Португалии.- 11 III. Смерть Н. Г. Рубинштейна в Париже.- X-XI. Симф. концерты РМО (памяти Н. Г. Рубинштейна) под упр. Р. 1882. XI - 1883. IV.- Р. дирижирует всеми симф. концертами РМО в Петербурге (в программах соч. классиков, романтиков и рус. композиторов разных направлений). 1883-85.- Выступления в России, Германии, Австрии, Франции, Дании, Швеции, Нидерландах и др. как пианиста и дирижёра своих симф. произв. и опер. 1883.- 23 II. Премьера оперы «Суламифь» в Гамбурге (под упр. автора). 1884.- 29 I. Первый спектакль оперы «Нерон» в Петербурге (силами артистов итал. оперы, под упр. Р.).- Лето. Пребывание в Мариенбаде и Венеции.- 1 X. 100-й (юбилейный) спектакль «Демона» в Мариинском театре (под упр. Р.). 1885. Х - 1886. V.- Проведение цикла Историч. фп. концертов: из 7 программ - в Берлине, Вене, Петербурге, Москве, Лейпциге, Париже, Лондоне; из 3 программ - в Праге, Дрездене, Брюсселе. 1886. XI - 1887. 1.- Проведение цикла Историч. симф. концертов (из 10 программ) в Петербурге. 1887.- 12 I. Возвращение Р. на пост директора Петерб. консерватории. 1887-91.- Большая организаторская и педагогич. работа в Петерб. консерватории. Рук. классом фп. (среди учеников - О. К. Познанская, Л. А. Кашперова).- Проекты, внесённые Р.: об организации в России гос. («правительственных») консерваторий; об осуществлении широкого общего муз. воспитания в школах; об организации в Петербурге общедоступных симф. концертов и общедоступной оперы. 1887. 23 IX - 1888. 2 IV.- Проведение Р. 58 лекций-концертов по курсу истории фп. литературы. 1888.16 IX - 1889.28 IV.- Повторение лекций-концертов по истории фп. литературы. 1889.- Осень. Р. диктует стенографу «Автобиографические воспоминания» (опубл. М. Семевским в журн. «Русская старина» в тенденциозно искажённой редакции).- XI. Торжества по случаю 50-летия артистич. деятельности Р.- Травля Р. со стороны рус. шовинистич. газет.- Письмо Р. «Ещё раз о консерваториях» в редакцию газ. «Новое время». 1889-90.- Проведение 16 общедоступных концертов по проекту Р. (1-й концерт - под его упр.). 1890.- VIII. Первый Междунар. конкурс пианистов и композиторов на премию им. Р. (по проекту и на средства Р.). 1891.- I. Заявление Р. о его предстоящем уходе из Петерб. консерватории.- Лето. Пребывание в Коджори (близ Тбилиси).- 12 VIII. Концерт в Тбилиси в пользу фонда на сооружение муз. уч-ща.- Переезд в Дрезден. 1891-94.- Жизнь Р. в Дрездене.- Создание последних произв.- Занятия с И. Гофманом.- Периодич. выезды в разл. города Европы на благотворит. концерты в качестве пианиста и дирижёра с исп. гл. обр. своих сочинений. 1893.- XII. Концерты в Берлине (в программах собств. фп. соч.). 1894.- 2 I. Последний концерт Р. в Петербурге.- Последнее публич. выступление Р. (Штутгарт).- 29 V. Возвращение в Россию.- Лето - осень. Пребывание в Петергофе.- 8 XI. Смерть Р. в Петергофе.
Соч.: оперы - Куликовская битва (Дмитрий Донской, по трагедии В. А. Озерова, 1850, пост. 1852, Большой театр, Петербург), Месть (Хаджи-Абрек, по М. Ю. Лермонтову, 1852, не пост.), Сибирские охотники (Die Sibirischen Jäger, 1852, пост. 1854, Веймар), Фомка-дурачок (1853, Александрийский театр, Петербург), Дети степей (Die Кinder der Heide, 1860, пост. 1861, «Кёрнтнертортеатр», Вена), Фераморс (Лалла Рук, лирич. опера, по Т. Муру, 1862, пост. 1863, Дрезден), Демон (по Лермонтову, 1871, пост. 1875, Мариинский театр, Петербург), Маккавеи (Die Makkabäer, 1874, пост. 1875, Берлин), Нерон (1876, пост. 1879, Гамбург), Купец Калашников (по Лермонтову, 1879, пост. 1880, Мариинский театр, Петербург), Среди разбойников (Unter Räubern, комич. опера, 1883, Гамбург), Суламифь (библейское сценич. представление, по «Песне песней» Соломона, 1883, Гамбург), Попугай (Der Papagei, комич. опера, 1884, Гамбург), Горюша (по повести «Хмелевая ночь» Аверкиева, 1888, пост. 1889, Мариинский театр, Петербург); духовные оперы и оратории - Потерянный рай (текст по Дж. Мильтону, ор. 54, 1856), Вавилонское столпотворение (текст Ю. Роденберга, ор. 80, 1869), Моисей (Moses, текст С. Г. Мозенталя, ор. 112, 1892), Христос (Christus, по поэме Г. Бультгаупта, ор. 117, 1893, Берлин); балет - Виноградная лоза (1882, пост. 1893, Берлин); кантата - Утро (для муж. хора с орк., сл. Я. П. Полонского, ор. 74, 1866); для орк. - 6 симфоний (F-dur, op. 40, 1850; Океан, C-dur, op. 42, 4-частная ред. 1851, 6-частная - 1863, 7-частная - 1880; A-dur, op. 56, 1855; Драматическая, d-moll, op. 95, 1874; Русская, g-moll, op. 107, 1880; a-moll, op. 111, 1886), муз.-характеристич. картины Фауст (op. 68. 1864), Иван IV Грозный (ор. 79, 1869), Дон Кихот (op. 87, 1870), 4 увертюры, сюита и др.; для фп. с орк. - 5 концертов (e-moll, op. 25, 1850; F-dur, op. 35, 1851; G-dur, op. 45, не позже 1854; d-moll, op. 70, 1864; Es-dur, op. 97, 1874), концертштюк (As-dur, op. 113, 1889), Фантазия (C-dur, op. 84, 1869), Русское каприччио (c-moll, op. 102, 1878); для скр. с орк. - концерт (G-dur, op. 46, 1857), Романс и каприс (ор. 86, 1870); для влч. с орк. - 2 концерта (a-moll, op. 15, 1864; d-moll, op. 96, 1874); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп. (G-dur, op. 13, 1851; a-moll, op. 19, не позже 1853; h-moll, op. 98, 1876), соната для альта и фп. (f-moll, op. 49, 1855), 2 сонаты для влч. и фп. (D-dur, op. 18, 1852; G-dur, op. 39, не позже 1857), 5 фп. трио (F-dur, g-moll, оба op. 15, ок. 1851; B-dur, op. 52, 1857; a-moll - A-dur, op. 85, 1870; c-moll. op. 108, 1883), 10 струн. квартетов (G-dur, c-moll, F-dur, op. 17, 1852-53; E-dur, B-dur, D-dur, op. 47, 1856; g-moll, e-moll, op. 90, 1871; As-dur, f-moll, op. 106, 1880), фп. квартет (C-dur, op. 66, не позже 1864), струн. квинтет (F-dur, op. 59, 1859), фп. квинтет (g-moll, op. 99, 1876), квинтет (для фп., флейты, кларнета, валторны и фагота, F-dur, op. 55, 1855?), секстет (для 2 скр., 2 альтов и 2 влч., D-dur, op. 97, 1876), октет (d-moll, op. 9, не позже 1856; переработан из неопубл. концерта для фп. с орк., соч. не позже 1849); для фп. в 2 руки - св. 200 пьес, в т. ч. 4 сонаты (E-dur, ор. 12; c-moll, op. 20, обе не позже 1854; F-dur, op. 41, 1855; a-moll, op. 100, 1877), Тема с вариациями (G-dur, op. 88, 1871), Каменный остров (24 пьесы, op. 10, не позже 1855), Бал (фантазия из 10 номеров, ор. 14, 1854), 6 фуг в свободном стиле с прелюдиями (ор. 53, не позже 1856), Петербургские вечера (6 пьес, ор. 44, не позже 1860), альбом Петергоф (12 пьес, ор. 75, 1866), фантазия (e-moll, op. 77, 1866), Смесь (Miscellanees, 9 тетрадей, op. 93, 1872-73), Музыкальные вечера (9 пьес, ор. 109, 1884), Воспоминания о Дрездене (6 пьес, ор. 118, 1894), 5 каденций к фп. концертам (Бетховена - C-dur, B-dur, c-moll, G-dur, В.А.Моцарта - d-moll, не позже 1861); для фп. в 4 руки - Характеристические картинки (ор. 50, не позже 1858), Соната (D-dur, op. 89, 1870), Костюмированный бал (20 характеристич. пьес, ор. 103, 1877-79); для 2 фп. - фантазия (f-moll, op. 73, 1864); хоры a cappella, в т. ч. 3 песни для муж. хора (ор. 61, не позже 1861), 6 песен для смешанного хора (ор. 62, не позже 1861); Стихи и Реквием по Миньоне из «Вильгельма Мейстера» Гёте (для баритона, тенора, сопрано, муж. квартета и хора с фп., ор. 91, 1872); песни и романсы (ок. 170) - 6 басен И. А. Крылова (без op., 1849-50; в изд. 1863 - 5 басен, ор. 64), 6 песен (ор. 8, 1850, в т.ч. Цветок - на сл. В.А.Жуковского, Желание - на сл. Лермонтова), 12 песен (Персидские песни) на сл. Мирза Шафи в пер. на нем. яз. Ф. Боденштедта (ор. 34, 1854; первонач. Вариант - для голоса с орк.), 6 песен на сл. Г.Гейне (ор. 32, не позже 1856; No 6 - Азра), 6 песен (ор. 33, не позже 1856), 6 песен (ор. 57, не позже 1864), 6 романсов (ор. 72, не позже 1864), 6 песен (ор. 76, не позже 1867), 12 романсов (ор. 78, не позже 1867; No 1, Еврейская мелодия, на сл. Лермонтова; No 6, Узник, на сл. А. С. Пушкина), 12 романсов на сл. А. К. Толстого (ор. 101, 1877), 10 романсов из сербских мелодий Вука Караджича (ор. 105, 1877), Баллада (Перед воеводой молча он стоит) на сл. И. С. Тургенева (без op., 1891); для голоса с хором - Русалка, на сл. Лермонтова (ор. 63, не позже 1861); дуэты (ок. 20), в т. ч. ор. 48 (не позже 1852), ор. 67 (не позже 1864); 6 вок. квартетов для муж. голосов (ор. 31, 1854). Лит. соч.: Die Componisten Russland's, «Blätter für Musik, Theater und Кunst», 1855, No 29, 33, 37; О музыке в России, «Век», 1861, No 1; Die geistliche Oper, в сб.: Vor den Coulissen, hrsg. von J. Lewinsky, Bd 2, В., 1882; [О редактировании классиков], «Signale für die musikalische Welt» 1883, No 32 (рус. пер. - под назв. Об издании классиков, «Нувеллист», 1883, No 5, нов. изд. - в кн.: Рубинштейн А. Г., Избранные письма, М., 1954, с. 82-91); Воспоминания (1829-1889), «Русская старина», 1889, ноябрь [опубл. М. Семевским с искажениями], нов. ред., по стенограммам Р., под назв. - Автобиографические рассказы, в кн.: Баренбойм Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62, прилож.; Еще о консерваториях, «Новое время», 1889, 11 июля; История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна, 1888-1889. Сост. Ц. Кюи, СПБ, 1889, нов. изд. - Лекции по истории фортепианной литературы, [ред. и коммент. С. Л. Гинзбурга], М., 1974; Музыка и её представители. Разговор о музыке, [М.], 1891; Gedankenkorb [Короб мыслей], полностью не опубл., с искажениями и купюрами - в кн.: Мысли и афоризмы, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1904, Политика и религия. Мысли А. Г. Рубинштейна, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1906; Афоризмы А. Г. Рубинштейна, «СМ», 1941, No 2 (вступ. ст., пер. и прим. И. Эйгеса); По поводу 100-го представления оперы «Демон», «РМГ», 1910, No 1. Письма: Briefe hervorragender Zeitgenossen an Fr. Liszt, Hrsg. von La Mara, Bd 1-3, Lpz., 1895-1904; Переписка Pр. Листа с А. Г. Рубинштейном (пер. A. B. Оссовского и Е. П.), «РМГ», 1896, No 8; Неизданная переписка А. Г. Рубинштейна. [Письма к П. Л. Петерсену], там же, 1910, No 32-35; Из неизданной переписки А. Г. Рубинштейна. Сообщила Анна Тилинг, там же, 1914, No 45; Письма к сестре. (1888-1894 гг.), «Музыкальное образование», 1930, No 2-3; Избранные письма, [общая ред., вступ. ст. и коммент. Л. А. Баренбойма], М., 1954.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич [2 (14) VI 1835, Москва - 11 (23) III 1881, Париж, похоронен в Москве] - рус. пианист, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. С 4 лет обучался игре на фп. под рук. матери. В 1844-46 с матерью и братом жил в Берлине, где брал уроки у Т. Куллака (фп.) и З. Дена (гармония, полифония, муз. формы). По возвращении в Москву занимался у А. И. Виллуана, в сопровождении которого совершил первое конц. турне (1846-47). В нач. 50-х гг. поступил на юридич. ф-т Моск. университета (окончил в 1855). В 1858 возобновил конц. деятельность (Москва, Лондон). В 1859 выступил инициатором открытия Московского отделения РМО, с 1860 до конца жизни его председатель и дирижёр симф. концертов. Организованные им при РМО Муз. классы были преобразованы в 1866 в Московскую консерваторию (до 1881 её профессор и директор). Р. - один из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнит. искусство было мало известно за пределами России (одно из исключений - триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки, Париж, 1878, где он исп. 1-й концерт для фп. с оркестром П. И. Чайковского). Большей частью концертировал в Москве. Его репертуар носил просветит. характер, поражал широтой: концерты для фп. с оркестром И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна; соч. для фп. Бетховена и др. композиторов-классиков и в особенности романтиков - Р. Шумана, Шопена, Листа (последний считал Р. лучшим исполнителем своей «Пляски смерти» и посв. ему «Фантазию на темы «Афинских развалин»«). Пропагандист рус. музыки, Р. неоднократно исполнял посв. ему фп. фантазию «Исламей» Балакирева и др. пьесы русский композиторов. Исключительна роль Р. как интерпретатора фп. музыки Чайковского (первый исполнитель мн. его соч.), который посв. Р. 2-й концерт для фп. с оркестром, «Русское скерцо», романс «Так что же!…», написал на смерть Р. фп. трио «Памяти великого художника». Игра Р. отличалась размахом, технич. совершенством, гармонич. сочетанием эмоционального и рационального, стилистич. законченностью, чувством меры. В ней не было той стихийности, к-рую отмечали в игре А. Г. Рубинштейна. Р. выступал также в камерных ансамблях с Ф. Лаубом, Л. С. Ауэром и др. Интенсивной была деятельность Р.-дирижёра. Под его упр. прошли св. 250 концертов РМО в Москве, ряд концертов в Петербурге и др. городах. В Москве под упр. Р. прозвучали крупные ораториальные и симф. произв.: кантаты, месса И. С. Баха, отрывки из ораторий Г. Ф. Генделя, симфонии, оперные увертюры и Реквием В. А. Моцарта, симф. увертюры, фп. и скр. концерты (с оркестром) Бетховена, все симфонии и большинство крупных соч. Ф. Мендельсона, Шумана, Листа, увертюры и отрывки из опер Р. Вагнера. Р. оказал воздействие на формирование отечеств. исполнит. школы. Он постоянно включал в свои программы соч. рус. композиторов - М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Под упр. Р. впервые были исполнены мн. произв. Чайковского: 1-4-я симфонии (1-я посв. Р.), 1-я сюита, симф. поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симф. фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», музыка к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и др. Он был также муз. рук. и дирижёром оперных спектаклей Моск. консерватории, в т. ч. осуществил первую пост. оперы «Евгений Онегин» (1879). Р.-дирижёра отличали огромная воля, умение быстро разучивать с оркестром новые произв., точность и пластичность жеста. Как педагог Р. воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с которой в течение мн. лет велось преподавание в фп. классах Моск. консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение муз. текста, постижение образного строя произв. и выраженных в нём историко-стилистич. закономерностей путём анализа элементов муз. языка. Большое место отводилось личному показу. Среди уч-ков Р. - С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, Р. В. Геника, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф (Дулова) и др. Танеев посв. памяти учителя кантату «Иоанн Дамаскин». Муз.-обществ. деятельность Р., связанную с обществ. подъёмом 50-60-х гг., отличала демократич., просветит. направленность. Стремясь сделать музыку доступной для широких кругов слушателей, он организовал т. н. нар. концерты. Как директор Моск. консерватории Р. добивался высокого профессионализма педагогов и учащихся, превращения консерватории в подлинно высшее уч. заведение, коллективности руководства (придавал большое значение художеств. совету), воспитания разносторонне образованных музыкантов (внимание к муз.-теоретич. дисциплинам). Заботясь о создании отечеств. муз.-педагогич. кадров, привлёк к преподаванию, наряду с Лаубом, Б. Косманом, Дж. Гальвани и др., Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, А. И. Дюбюка, Н. С. Зверева, A. Д. Александрову-Кочетову, Д. В. Разумовского, Танеева. Р. руководил также муз. отделами Политехнич. (1872) и Всероссийской (1881) выставок. Много выступал в благотворит. концертах, в 1877-78 совершил турне по городам России в пользу Красного Креста. Р. - автор фп. пьес (написанных в молодости), в т. ч. мазурки, болеро, тарантеллы, полонеза и др. (изд. Юргенсоном, б. г.), орк. увертюры, музыки к пьесе B. П. Бегичева и А. Н. Каншина «Кошка и мышка» (орк. и хор. номера, 1861, Малый театр, Москва). Был ред. рус. издания Поли. собр. соч. для фп. Мендельсона (б. г.). Впервые в России осуществил издание избр. романсов (песен) Шуберта и Шумана (1862). Обладая высоким чувством долга, отзывчивостью, бескорыстием, он пользовался в Москве огромной популярностью. Ежегодно в течение мн. лет в Моск. консерватории и РМО проводились концерты памяти Р. В 1900-е гг. существовал «Рубинштейновский кружок».

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия