«РУССКИЕ СЕЗОНЫ» за границей - гастрольные выступления русской оперы и балета, организованные русским театральным деятелем С. П. Дягилевым. «Р. с.» поддерживались кругами рус. художеств. интеллигенции. Проводились летом, после окончания зимнего театр. сезона. В гастрольные труппы входили мн. артисты Мариинского и Большого театров, Оперного театра С. И. Зимина. Выступления проходили в Париже в театрах «Гранд-Опера» (1908, 1910, 1914), «Шатле» (1909, 1911, 1912), «Т-ре Елисейских полей» (1913), в Лондоне в театрах «Ковент-Гарден» (1912), «Друри-Лейн» (1913, 1914). Начало «Р. с.» положили выставка рус. живописи и скульптуры и концерт из произв. русский композиторов, которые состоялись по инициативе Дягилева в 1906 в Париже и привлекли огромное внимание публики. В 1907 в Париже в «Гранд-Опера» прошла серия Историч. рус. концертов («Пять концертов рус. музыки»). Для их проведения был создан комитет, куда вошли P. M. Блуменфельд, А. К. Глазунов, А. Никиш, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, выступавшие также в концертах в качестве дирижёров. Солистами были пианист И. Гофман, певцы - Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Литвин, Е. И. Збруева, В. И. Касторский, Д. А. Смирнов и др. Программу концертов составили произв. М. И. Глинки (увертюра и 1-е д. из оперы «Руслан и Людмила», «Камаринская»), Римского-Корсакова (симф. картина из оперы «Ночь перед Рождеством», вступление к 1-му д. и 2 песни Леля из «Снегурочки», «Ночь на горе Триглаве» из оперы «Млада», сюита из «Сказки о царе Салтане», картина подводного царства из «Садко»), П. И. Чайковского (2-я и 4-я симфонии, фрагменты из «Чародейки»), А. П. Бородина (отрывки из «Князя Игоря»), М. П. Мусоргского («Трепак», «Песня о блохе», фрагменты из «Бориса Годунова» и «Хованщины»), С. И. Танеева (симфония c-moll), А. К. Лядова (8 рус. нар. песен), а также произв. А. Н. Скрябина, Рахманинова, М. А. Балакирева, С. М. Ляпунова и Ц. А. Кюи. К концертам были изданы спец. программы, где давались сведения о композиторах (помещались их портреты работы известных художников). Знакомство с рус. музыкой в таком объёме было подлинным откровением для парижан. Наибольший успех имели произв. Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского, соч. последнего исполнял Шаляпин. Это определило программу показа рус. искусства в следующем, 1908 году - была пост. целиком опера «Борис Годунов» с Шаляпиным в главной роли. Дягилеву, особенно тщательно готовившему этот сезон (он хотел представить Европе подлинную Русь 16 - нач. 17 вв.), удалось достать для оформления спектаклей подлинные рус. вышивки, рус. бисер, костюмы той эпохи (все костюмы и декорации впоследствии были переданы в дар «Гранд-Опера»). В 1913-14 в Париже и Лондоне была снова показана опера «Борис Годунов» (с участием Шаляпина) и впервые - «Хованщина» (в редакции Римского-Корсакова); в 1914 в Лондоне исполнялись «Князь Игорь» и опера-балет «Соловей» Стравинского. В мае 1909 произошло крупное событие в истории совр. хореографич. театра - показ рус. балета в Париже. Программа этого сезона включала балеты - «Павильон Армиды» H. H. Черепнина, «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку А. С. Аренского, дополненную отрывками из соч. Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глазунова, дивертисмент «Пир» на музыку из произв. рус. композиторов, «Сильфиды» («Шопениана»), «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь». Одна из программ была посв. опере: исполнялись «Псковитянка» Римского-Корсакова и 1-е акты из опер «Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Юдифь». Балетные спектакли шли в постановке М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и в оформлении крупных рус. художников: Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Н. К. Рериха. В них принимали участие лучшие русские танцовщики и танцовщицы, в т. ч. Е. В. Гельцер, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский. Начиная с 1910 каждый очередной «сезон» постоянной балетной труппы Дягилева обязательно включал специально подготовленную премьеру. Первоначально это были балеты рус. композиторов и прежде всего И. Ф. Стравинского («Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»). Постепенно круг музыкантов, работавших для «Р. с.», расширился за счёт заруб. композиторов. Особенно длительным и плодотворным было сотрудничество рус. труппы с французский композиторами: в 1911-13 были показаны балеты «Голубой бог» Гана, «Трагедия Саломеи» Шмитта, «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Игры» Дебюсси и «Прелюдия к послеполудню фавна» на музыку Дебюсси. Гастроли рус. балета явились той животворной силой, к-рая вызвала обновление нац. балетного искусства мн. европ. стран. С 1913 «Р. с.» стали менее периодичными, труппа пополнялась иностр. танцовщиками и постепенно теряла нац. рус. характер, позднее совсем оторвалась от родины и превратилась в интернациональное предприятие «Русский балет С. П. Дягилева». «Р. с.» с триумфальным успехом продемонстрировали богатство рус. музыки, исключительно высокий уровень нац. Исполнит. культуры, декорационно-постановочного мастерства и сыграли большую роль в популяризации рус. муз. искусства за границей.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия