СЕМЁНОВА (по мужу - Быковская) Екатерина Алексеевна (отчество по уточнённым данным) [1 (13) XI 1820, Петербург - 2 (15) VIII 1906, Новое Курово] - рус. певица (сопрано). Пению обучалась в Театр. уч-ще в Петербурге у К. Соливы. По окончании уч-ща в сезоне 1841/42 дебютировала в партии Алисы («Роберт-Дьявол») на сцене Большого театра в Петербурге и стала его солисткой. В 1844 переехала в Москву, здесь первоначально выступала как драм. артистка (исполняла роль Офелии в «Гамлете»; играла вместе с П. С. Мочаловым), а также в водевилях и мелодрамах. В 1847-63 солистка Большого театра в Москве. Обладала красивым голосом обширного диапазона, хорошей вок. школой, ярким актёрским дарованием, сценич. обаянием. В её огромном репертуаре были партии колоратурного сопрано, драм. сопрано, контральто. Создала проникновенные, глубоко национальные образы в операх русский композиторов. Одна из лучших партий - Людмила; была первой исполнительницей партии Эсмеральды («Эсмеральда» Даргомыжского, 1847) и партии Наташи в первой моск. пост. оперы «Русалка» (1859). Успешно выступала в спектаклях итал. оперы (Амина в «Сомнамбуле», 1843). Иск-во С. высоко ценили М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский. Партии - Антонида; Надежда, Юлия, Зоря, Рогнеда [«Аскольдова могила», «Пан Твардовский», «Сон наяву», «Громобой» (партия Рогнеды написана специально для С.) Верстовского], Адальжиза и Норма («Норма»), Леонора, Адина, Лукреция Борджа («Фаворитка», «Любовный напиток», «Лукреция Борджа» Доницетти), Лючия, Виолетта; Изабелла («Роберт-Дьявол»), Леонора и Азучена («Трубадур»), Камила («Цампа» Герольда), Эльвира («Фенелла» Обера), Генриетта («Марта» Флотова) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

СЕМЁНОВА (по сцене - Семёнова- младшая, по мужу - Лестрелен) Нимфодора Семёновна [1788 или 1787 - 28 III (9 IV) 1876, Петербург] - рус. драм. артистка и певица (лирико-колоратурное сопрано). Сестра знаменитой трагич. актрисы Екатерины Семёновны С. В 1809 окончила драм. отделение Театр. уч-ща в Петербурге. Пению обучалась у К. Кавоса; впоследствии занималась с Я. С. Воробьёвым. Ещё будучи воспитанницей уч-ща, в 1807 выступила на сцене Большого театра в Петербурге в роли Милославы в «Днепровской русалке» Давыдова и Кауэра и была зачислена в драм. труппу на роли инженю. По настоянию Кавоса в 1809 С. перешла на оперную сцену. Голос С. отличался чистотой, приятным тембром, мягкостью. Неизменный успех С.-актрисы был обусловлен её превосходными внешними данными, природной грацией, изяществом, редким комедийным дарованием. Выступала преим. во франц. комич. операх и сентиментальных мелодрамах, в которых с неподражаемым искусством создавала образы светских красавиц и мнимых деревенских «простушек». Среди партий - Вениамин («Иосиф» Мегюля), Сандрильона («Сандрильона» Штейбельта), Аннета («Жоковд» Изуара), Амина («Сомнамбула» Беллини), Алина («Опрокинутые кареты» и «Алина, королева Голкондская» Буальдьё), Сервилия («Милосердие Тита» Моцарта), Анета и Розина («Сорока-воровка» и «Севильский цирюльник» Россини), Каролина («Тайный брак» Чимарозы), Юлия («Весталка» Спонтини). Блестящая карьера С. объясняется также покровительством знатного мецената (С. была гражданской женой придв. вельможи графа В. В. Мусина-Пушкина). В 1831 вышла замуж за Лестрелена и оставила сцену.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия