СЕНКАР (Szenkar) Енё (Эйген) (9 IV 1891, Будапешт - 25 III 1977, Дюссельдорф) - венгерский дирижёр и композитор. Учился у своего отца - Нандора С., композитора и органиста. В 1911 окончил Академию музыки в Будапеште. В 1912-13 хормейстер Нем. театра в Праге, в 1913-15 дирижёр Нар. оперы в Будапеште, затем - Гор. театра и «Моцартеума» в Зальцбурге. Был дирижёром и директором оперного театра в Альтенбурге (1916-20), дирижёром оперных театров во Франкфурте-на-Майне (1920-23), Берлине (1923-24), Кёльне (1924-33). С. сыграл важную роль в развитии муз. жизни Германии 20 - нач. 30-х гг., пропагандировал совр. произв. (первым поставил балет «Чудесный мандарин» Бартока). С приходом к власти фашистов покинул страну (в 1933). Руководил симф. оркестром Моск. гос. филармонии (1934-37), затем созданным им Бразильским симф. оркестром в Рио-де-Жанейро (1939-49). В последующее время был оперным и симф. дирижёром в Мангейме (в Нац. театре) и Кёльне (1950-52), руководил оперным театром в Дюссельдорфе и Дуйсбурге (с 1959). Гастролировал в городах Европы, Лат. Америки, а также в Каире и Тель-Авиве. В репертуаре гл. обр. оперы В. А. Моцарта, симфонии Г. Малера, соч. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса; им поставлены «Борис Годунов»; «Черевички» Чайковского, «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева. В Москве под упр. С. впервые был исполнен ряд симф. соч. советский композиторов. Исполнит. стиль С., тонкого интерпретатора классич. и совр. музыки, отличался экспрессией, эмоциональной наполненностью, богатством красок. Автор орк. сюиты, симф. увертюры, струн. квартета, фп. сонаты и др. пьес для фп., песен. П. Ф. Вейс.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия