СТРАДИВАРИ, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио (1644, Кремона - 19 XII 1737, там же) - итал. мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Сохранилась скрипка с этикеткой С.: «Сделана в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати». Ок. 1667 закончил обучение у Амати (с этого времени не называл себя в этикетках его учеником). В 1667 открыл собств. мастерскую. Изготовлял комплекты инструментов для королей Испании, Англии, Польши и глав многочисл. гос-в Италии тех лет. Жизнь С. проходила в непрерывном труде, он был прославлен и обеспечен. Отличался методичностью; десятилетиями всесторонне разрабатывал к.-л. тип модели, пока не переходил к другому. Мн. годы (1660-83) С. работал в стиле своего учителя Амати. В 1684-89 проводил эксперименты над типом большой модели Амати, делал самые крупные в Италии скрипки (примечательно, что тембр их чисто сопрановый). Весь первый период его деятельности условно наз. amatise. Отход от школы Амати наблюдается в 1690, когда С. создал тип т. н. удлинённой (allongй) скрипки: ширина меньше, длина больше (до 359 мм), своды более плоские. В 1698 снова возвратился к стилю Амати, но не Николо, а братьев Антонио и Джироламо (позднего периода их деятельности). Только ок. 1700, в возрасте 56 лет, С. сконструировал свою модель. С этого года и до 1716 длился т. н. золотой период, когда С. создал лучшие по конц. качествам инструменты. В тембре скрипок, альтов и виолончелей этого периода выявляются более высокие обертоны, чем у Амати, и звучание приобретает особую «дальнобойность» (звук заполняет самые большие залы). В последние годы жизни также изготавливал высококачеств. инструменты. С кон. 20-х гг. техника С. слабеет, что выразилось в менее совершенной форме, но «отдача» звука была очень мягкой и лёгкой. Виолончели С. создавал двух типов: вначале - очень крупные инструменты (типа «церковного баса») с густым басовым тембром; позже (примерно с 1700) - инструменты обычного размера с теноровым тембром. Альты делал разл. размеров - от сравнительно небольшого (великолепный экземпляр альта С. дл. 410 мм хранится в Гос. коллекции в Москве) до очень крупного (альт-тенор «Медичи» дл. 480 мм хранится во Флоренции). В альтах С. звучало контральто прекрасного тембра. В моделях одной и той же конструкции применялись разл. породы дерева: ель обычно плотная, сорта Haselfichte; клён в деках, сделанных из одного куска, - радиального, иногда тангентального распила, из двух кусков - радиального или косого распила; в последний период деятельности С. - клён с несколько более бледным рисунком лучей, но более выгодный в акустич. отношении. Лак вначале близок к лаку Амати - золотисто-жёлтый, очень прозрачный, положен тонким слоем. На инструментах allongй слой толще, консистенция лака мягче, он окрашен в более интенсивные коричневато-золотистые цвета, в «золотой период» лак необычайно наряден: в зависимости от освещения он приобретает разные оттенки - от нежного золотисто-оранжевого до яркого тёмно-красного. В своих инструментах С. более всех др. мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса. Инструменты С. пользовались огромной популярностью. Ему приписывается: создание ок. 2500 инструментов; сохранилось бесспорно подлинных - 732 (среди них: 632 скрипки, 19 альтов, 63 виолончели). Великий мастер умер в возрасте 93 лет. Его рабочий инструментарий, чертежи, рисунки, модели, некоторые скрипки попали в коллекцию известного собирателя 18 в. графа Козио ди Салабуе. Ныне это собрание хранится в Музее С. в Кремоне. Учениками С. были его сыновья - Франческо (1671-1743) и Омобоно (1679-1742), которые лишь в незначит. степени приблизились к достижениям отца, и К. Бергонци.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия