ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski) Адам Тадеуш (27 XI 1879, Варшава - 21 IV 1950, Быдгощ) - польский композитор и муз. деятель. Племянник Г. Венявского и Ю. Венявского. Учился в Варшавской консерватории у З. Носковского (композиция), Г. Мельцера (фп.), позднее совершенствовался по композиции у В. Баргиля в Высшей школе музыки в Берлине; с 1906 - в «Схола канторум» у В. дЭнди, затем - в консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе в Париже. С 1923 жил в Варшаве. Как композитор дебютировал в 1910 в Париже (симф. поэма в исп. оркестра Ламурё). С 1928 рук. Варшавского муз. общества и директор Высшей муз. школы им. Ф. Шопена (вёл классы композиции и инструментовки), с 1932 пред. Союза польских композиторов. По инициативе В. в Варшаве в 1932 и 1937 были организованы 2-й и 3-й Междунар. конкурсы пианистов им. Ф. Шопена, в 1935 - Конкурс скрипачей им. Г. Венявского (был пред. жюри). В произв. В., эклектичных по стилю, неоромантич. тенденции сочетаются с приёмами письма франц. импрессионистов. В поздних произв. ощутимее выражено нац. начало. В. автор опер - «Мегаэ» («Megaл», 1912, Варшава), «Освобождённый» («Wyzwolony», 1928, Варшава), «Актеа в Иерусалиме» («Aktea w Jerozolimie», 1922), «Король-любовник» («Кrolochanek», муз. комедия, 1931, Варшава), балетов - «Лалита» (1923), «Пир у царя Ирода» («Uczta u Кrola Heroda», 1927, Варшава), орк. произв. - 2 симф. поэм, сюит, концертино для фп. с оркестром, прелюдии и танца, камерных произв. - 2 струн. квартетов, миниатюр для фп., скрипки; песен, обр. польск. нар. песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski) Генрик [10 VII 1835, Люблин - 31 III (12 IV) 1880, Москва] - польский скрипач, педагог и композитор. Игре на скрипке обучался с 6-летнего возраста у Я. Хорнзеля и С. Сервачиньского в Люблине. Окончил Парижскую консерваторию по классам скрипки Ж. Л. Массара (1846) и композиции И. Коллета (1850). В 1848 дебютировал в Москве, в 1851-53 совершил конц. турне по Польше, России и Германии (вместе с братом, пианистом Ю. Венявским). К этому времени относится издание его первых скрипич. пьес. 1850-60 - годы наиболее интенсивной конц. деятельности В., принёсшей ему европ. славу. В 1860-72 был придв. солистом, в 1862-68 - профессором консерватории в Петербурге. Ученики В. - видные рус. скрипачи К. Н. Пушилов, В. З. Салин и др. В 1872-74 гастролировал (вместе с А. Г. Рубинштейном) в США. В 1875-77 был профессором Брюссельской консерватории (заменял заболевшего А. Вьётана), где у него занимался Э. Изаи. Умер во время концертной поездки по России. Один из крупнейших представителей романтич. школы, В. принадлежал, по выражению А. Г. Рубинштейна, к виртуозам, «двигающим вперёд искусство». Внешне блестящей игре салонных скрипачей В. противопоставил жизненное, глубоко национальное искусство. Славянское песенное начало, проявлявшееся в особой широте и задушевной напевности кантилены, полёт фантазии, неслыханный виртуозный размах сочетались в игре В. с властной, захватывающей силой ритма, в котором ярко выявлялась нац. характерность. В. называли «Шопеном скрипки». Современники отмечали своеобразие виртуозного мастерства В., в особенности технику смычка, штрихов. Несравненный исполнитель виртуозной музыки, В. одним из первых ввёл в программы своих выступлений классич. произв., способствовал обновлению конц. репертуара скрипачей. Его квартетные собрания в 1860-х гг. (совм. с К. Ю. Давыдовым) стали выдающимся событием муз. жизни Петербурга. Как композитор В. обогатил скрипич. репертуар; особенно велико его значение в развитии жанровой скрипич. пьесы и художеств. этюда. В его мелодичных, полных задушевного лиризма и ритмич. своеобразия мазурках, полонезах, «Легенде» («Legende», оp. 17, 1860), «Скерцо-тарантелле» (1855) и др. сочинениях, отличающихся богатой и разнообразной виртуозной фактурой, воплощены особенности польского нац. инстр. стиля. Они принадлежат к числу наиболее популярных произв. скрипичной виртуозной литературы 19 в. Нек-рые из них («Легенда», мазурки) вошли в излюбленный репертуар рус. домашнего музицирования. Рус. темы нашли отражение в его «Воспоминании о Москве» («Souvenir de Moscou», op. 6, 1853) и в «Русском карнавале» («Le carnaval russe», op. 11, 1853). П. И. Чайковский видел в В. «неподражаемого в своём роде скрипача и даровитого композитора». Имя В. носят междунар. муз. конкурсы (скрипачей - в Варшаве, с 1935, возобновлены с 1952 в Познани; с 1957 - также композиторов и скрипич. мастеров). Соч. (даты изданий): для скр. с орк. - 2 концерта (ор. 14, 1853; ор. 22, 1870), 2 полонеза (Grand duo polonais, op. 4, 1853; op. 21, 1870), Фантазия на темы оперы «Фауст» Ш.Гуно (Fantasie Brillante sur «Faust», op. 20, 1870); для скр. и фп. - Куявяк (1853), Блестящие вариации на оригинальную тему (1854), Две характеристические мазурки (Oberlas, Dudziarz, op. 19, 1860), этюды-каприсы для 2 скр. (op. 18, 1862); для скр. соло - Современная школа (L'йcole moderne, op. 10, 1854), каденции к концерту No 22 Дж. Б. Виотти (изданы в 1830-е гг.), транскрипция романса Ночь А. Г. Рубинштейна (1860-е гг.) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski) Юзеф (23 V 1837, Люблин - 11 XI 1912, Брюссель) - польск. пианист и композитор, брат Г. Венявского. В 1846-50 учился в Парижской консерватории у Ж. П. Циммермана, Ш. В. Алкана и А. Ф. Мармонтеля (фп.). С 1848 выступал в дуэте с Генриком В., затем с сольными концертами как пианист и дирижёр в Бельгии, Германии, России и Польше. В 1856 совершенствовался у Ф. Листа (фп.) в Веймаре и у А. Б. Маркса (контрапункт) в Берлине. Затем поселился во Франции, где пропагандировал музыку С. Монюшко (содействовал изданию его 34 песен в Париже в 1862). В 1866-67 был профессором Моск. консерватории. С 1870 работал в Варшаве, руководил Варшавским муз. обществом (1875-76), организовал симф. концерты. С 1876 проф. по классу фп. в Брюссельской консерватории. Активно пропагандировал польск. музыку. Работал над усовершенствованием конструкции фп. Изобрёл фп. с двухрядной клавиатурой, которое изготовляла фп. фабрика бр. Манжо (впоследствии известно под назв. «Piano Mangeot…»; инструмент демонстрировал на Парижской выставке пианист Ю. Зарембский в 1878); В. играл на этом инструменте в концертах. В композит. творч. наибольший интерес представляют фп. миниатюры (пьесы-экспромты, ноктюрны, конц. вальс, мазурки, полонезы, этюды и др. произв. педагогич. репертуара). Среди др. сочинений - симфония, романтич. сюита для оркестра, увертюра к драме «Гийом ле Таситюрн» («Guillaume le Taciturne»); камерн. произв. - фп. трио, струн. квартет, скрипич. соната; фп. концерт (1858) и фантазия для 2 фп., фп. фантазия и фуга; циклы песен на слова польск. и франц. поэтов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия