ДЖАЗ-БАНД (правильнее джаз-бэнд, англ. jazz-band - первоначально жаргонное словосочетание, означающее «фривольный» или «малопочтенный» оркестр) - оркестр джазовой музыки. Название «Д.-б.» впервые появилось в 1915 на афише танц. ансамбля Т. Брауна из Нью-Орлеана, выступавшего в Чикаго под названием «Tom Brown's Dixieland Jazz-Band» (см. Диксиленд). К исходу 1910-х гг. термин «Д.-б.» распространился в США и Зап. Европе благодаря гастролям и грамзаписям др. нью-орлеанского ансамбля - «Original Dixieland Jazz-Band», исполнявшего мелодии рэгтаймов и креольских песен в «горячей» импровизац. манере, заимствованной у негр. музыкантов. Ряд произв., созданных этим коллективом и записанных на пластинки в 1917 (в т. ч. «Tiger Rag», «Barnyard Blues», «Ostrich Walk» и «Clarinet Marmalade»), явился первым звучащим документом истории джаза и сохранился в репертуаре совр. диксиленд-ансамблей. Успех «Original Dixieland Jazz-Band» побудил негр. исполнителей также использовать название Д.-б. В нач. 20-х гг. ведущим среди них был «Креольский джаз-банд» Джо Кинга Оливера, куда входил в числе др. Луи Сатчмо Армстронг. Лучшие записи этого ансамбля, сделанные в 1923 («Snake Rag», «Mabel's Dream», «Workin' Man Blues» и ряд др. пьес), - классич. образцы нью-орлеанского джаза. На протяжении последующего десятилетия понятие «Д.-б.» относили уже не только к указанному типу инстр. составов, но и к характерным для них особенностям исполнительской интерпретации материала (включая специфич. способы звукоизвлечения), и к их репертуару. В дальнейшем соответственная область муз. искусства стала называться просто джазом, а выражение «Д.-б.» вышло из употребления с ростом популярности нового стиля «суинг», опирающегося на иные принципы инструментовки и композиционной структуры. В конце 30 - нач. 40-х гг. в связи с возрождением интереса к раннему периоду нью-орлеанского джаза термин «Д.-б.» вновь приобрёл актуальность (хотя и в огранич. масштабе). Это способствовало активизации таких ветеранов, как трубач Банк Джонсон, тромбонист Эдуард Кид Ори, кларнетисты Дж. Льюис и О. Симеон, а также вызвало к жизни ряд новых ансамблей типа Д.-б., создаваемых, как правило, любителями из числа молодёжи. Среди последних наибольшего художеств. успеха добились трубач Лю Уоттерс со своим «Yerba Buena Jazz-Band» (названным в честь одноим. острова близ Сан-Франциско) и тромбонист Терк Мёрфи, проводивший спец. музыковедческие исследования для реконструкции подлинного звучания старинных джазовых пьес в исполнении своего оркестра. После окончания 2-й мировой войны 1939-45 традиции Д.-б. получили поддержку и за пределами США, в творчестве кларнетиста К. Лютера (Франция), трубача X. Литлтона (Англия), Г. Бэлла (Австралия), создавшего первый «Australian Jazz-Band», итал. группы «Roman New-Orleans Jazz-Band» и ряда др. коллективов в странах Старого Света. С сер. 50-х гг. ансамбли типа Д.-б. (именуемые обычно диксилендами) возникают в Польше (диксиленд З. Викарого), Чехословакии (секстет Л. Беззубки) и в СССР (Ленинградский диксиленд, моск. ансамбли В. Грачёва, А. А. Мелконова и др.), исполняющие джазовую классику, обработки современных мелодий, а также собственные произведения.

(Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982)

(с) Музыкальная энциклопедия